МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе для введения термина "географическое указание" производства товара, а также желание некоторых производителей быть монополистами мешают развитию брендовой продукции народных художественных промыслов в регионах России.
Ситуация должна измениться в течение следующего года: в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, которая регулирует защиту интеллектуальной собственности и наименований, готовят поправки; кроме того, регионы начинают более активно работать с бизнесом над созданием и поддержкой брендов на местах.
К такому мнению пришли представители регионов и федеральных ведомств, сенаторы и эксперты по итогам состоявшегося во вторник заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совфеде; темой встречи были заявлены "Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов РФ".
Экономический эффект от защиты бренда
Народные художественные промыслы, продукция которых и составляет большую часть брендовых товаров регионов, нуждается не только в развитии, но и в защите, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Хочу подчеркнуть, что сегодня у нас уже сформирована современная законодательная база в области правовой охраны наименования места происхождения товара (НМПТ), наблюдается определенный рост интереса к регистрации региональных брендов. В нынешнем году число заявок увеличилось почти на 40% в сравнении с прошлым годом. Этого удалось добиться во многом благодаря успешной деятельности Роспатента по разъяснению преимуществ регистрации наименований места происхождения товара, и, конечно, усилиям регионов", - сказала она.
При этом Матвиенко обратила внимание на тот факт, что за последние годы более чем из трети субъектов Федерации не подавали ни одной заявки на регистрацию.
"Субъекты, которые не подали ни одной заявки, не могут не понимать, что упускают серьезные возможности для стимулирования своего экономического роста. По экспертным оценкам, выпуск продукции с уже зарегистрированным наименованием места происхождения может в ближайшие 10 лет принести регионам не менее 500 млрд рублей. Такой суммой вряд ли стоит пренебрегать", - пояснила председатель Совфеда.
Правовое регулирование и информированность
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлев, говоря о проблемах отрасли, также обратил внимание на недостаточное правовое регулирование.
"На сегодняшний день в Российской Федерации регионы производят товары с уникальными свойствами, обусловленными географической средой. Однако колоссальный потенциал используется недостаточно. Среди причин мы выделяем малую информированность населения, желание производителей быть монополистами... и недостаточное правовое регулирование", - сказал он.
По его словам, упаковка брендовых региональных товаров должна быть маркирована специальной защитной наклейкой, которая привлечет внимание потребителя к продукции и даст понимание, что перед ним экологически чистая и соответствующая высоким стандартам качества продукция.
Ивлев также отметил, что введение в правовое поле понятия "географическое указание" даст товарам дополнительную защиту, а потребителям - гарантию качества.
По словам зампредседателя Совета Федерации Ильяса Умаханова, в стране насчитывается 165 наименований мест происхождения товаров.
"Конечно, этого количества недостаточно для страны с такой огромной территорией и разнообразием природных зон, множества центров традиционного производства. В Евросоюзе эта цифра - 4 тыс. таких наименований", - сказал он.
Умаханов пояснил, что для становления системы региональных брендов нужна как просветительская работа, уже начатая Роспатентом, так и работа по совершенствованию законодательства в этой сфере.
"Советом по вопросам интеллектуальной собственности подготовлен проект изменений в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, они направлены на введение понятия "географическое указание" в качестве объекта правовой защиты. Проект находится в высокой степени готовности, но все-таки требует уточнения и доработки. Поэтому я предлагаю в рамках нашего совета создать рабочую группу по доработке положений кодекса для последующего внесения законопроекта в Государственную думу", - добавил он.
Защитить территории и мастеров
Узнаваемость бренда народных художественных промыслов и его отнесение к конкретной территории служит стимулом для посещения региона и глубокого изучения его традиций, считает замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова.
"Каждое пятое наименование места происхождения товара относится к отрасли народных художественных промыслов. Ценность понятия НМПТ в том, что этот статус подтверждает уникальность товара", - сказала она.
Кадырова также отметила, что основой любого промысла является уклад быта определенной территории, а также производственные традиции, которые передаются от поколения к поколению.
"Поэтому задачу поддержки и сохранения народных художественных промыслов, на наш взгляд, необходимо решать, в том числе развивая места традиционного бытования", - сказала она, пояснив, что сегодня по всей стране насчитывается 760 населенных пунктов, в которых производят продукцию народных художественных промыслов.
Замминистра пояснила, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция оттока населения из таких населенных пунктов.
"Мы предлагаем предусмотреть отдельный механизм поддержки населенных пунктов численностью не более 100 тыс. человек из числа мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Таким городам и поселения целесообразно, на наш взгляд, присваивать статус территорий сохранения и развития традиций и укладов бытования, по аналогии с механизмом поддержки моногородов", - добавила Кадырова.
В свою очередь председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин отметил важность связи народных промыслов с туризмом.
"Задача государственной важности - это развитие туристических центров народных художественных промыслов. Туристическая индустрия способна оживить экономику мест традиционного бытования народных промыслов, создать новые рабочие места, улучшить качество жизни населения во многих городах и селах", - сказал он.
Пример Вологды
Успешным примером защиты регионального бренда стало создание НМПТ "Вологодское масло" спустя восемь лет после начала выпуска соответствующей продукции, рассказал на заседании губернатор региона Олег Кувшинников.
"Мы привязали вологодское масло к Вологодской области. Теперь его могут выпускать только шесть предприятий на территории региона", - пояснил он.
Кувшинников также рассказал о запущенном еще в 2002 году проекте "Настоящий вологодский продукт".
"С каждым годом количество магазинов, где продается продукция с этим брендом, растет - сейчас их уже 125. Шестьдесят четыре предприятия выпускают 1,5 тыс. наименований продуктов - это продукты, которые прошли добровольную сертификацию", - сказал Кувшинников.
Он также привел в качестве примера успешный опыт региона по созданию рынка сбыта продукции для местных предпринимателей.
"Два года назад мы добились включения "Настоящего вологодского продукта" в конкурсную документацию и государственный муниципальный заказ на покупку продуктов в детсады, школы и больницы", - заявил губернатор, отметив, что включение региональных брендов в муниципальные заказы по всей стране положительно скажется на производителях в субъектах.