В прошлом году АО "Роснано", отвечающее за развитие инновационных проектов в России, отметило 10 лет своей деятельности. За этот период было создано 95 успешных компаний, годовой оборот которых превышает 350 млрд рублей. Заместитель председателя правления УК "Роснано" Андрей Трапезников рассказал ТАСС о том, какую пользу корпорация принесла бюджету и экономике страны и как будут поддерживаться инновации в дальнейшем.
- Решение о создании "Роснано", тогда еще в форме госкорпорации, было принято в 2007 году. Тогда же государство выделило 130 млрд рублей на обеспечение деятельности компании, целью которой было создание наноиндустрии в России. Насколько инвестиция себя оправдала?
- Начнем с того, что целевые показатели, установленные правительством, группа "Роснано" (АО "Роснано", УК "Роснано", Фонд инфраструктурных и образовательных программ и иностранные подразделения - прим. ТАСС) выполнила. Если же подводить какой-то конкретный баланс, то один из основных итогов 10 лет - 95 компаний и 15 наноцентров, построенных "Роснано" по большей части с нуля. Годовой оборот только портфельных компаний превышает 350 млрд рублей. А к началу 2017 года ими было выпущено и реализовано продукции на 1,4 трлн рублей. Только в виде налогов в бюджеты разных уровней государство на конец 2016 года получило от наших портфельных компаний 80 млрд рублей. И процесс идет по нарастающей. По итогам 2017 года, по нашим оценкам, эта цифра составила 104 млрд. Поэтому за 10 лет мы несколько раз себя окупили.
- Для государства важна не только материальная выгода, но и общественное благо, которое сложно измерить деньгами.
- Почему сложно? Конечно, когда нас создавали, не ждали немедленной доходности от инвестиций, мы были и остаемся планово-убыточными. Несмотря на это, в течение трех лет (с 2014 по 2016 год) АО "Роснано" демонстрировало прибыль по МСФО. Что до общественного блага, то 33,4 млрд рублей, потраченные портфельными компаниями на НИОКР, - весомый показатель. Также показательно, что спрос на НИОКР создают уже сами портфельные компании "Роснано", поскольку их высокотехнологичный бизнес требует постоянно предугадывать и задавать тренды развития. Если соотнести эти деньги с нашими инвестициями, получается уникальный для России результат.
- Вложения в НИОКР - это количественный показатель. Есть ли какой-то объективный критерий оценки их эффективности?
- Конечно. Большинство наших портфельных компаний были ориентированы на российский рынок и начинали в ряде случаев с трансфера технологий. Однако сейчас около 20% продукции наших портфельных компаний идет на экспорт. К началу прошлого года мы немного не дотянули до миллиарда долларов (согласно годовому отчету за 2016 год, экспорт портфельных компаний "Роснано" составил 929 млн долларов), а сейчас этот рубеж, конечно, преодолен. Сам по себе экспорт самоцелью для нас не является. Однако тот факт, что мы успешно конкурируем на мировом рынке высокотехнологичной продукции, сомнению не подлежит, и это подтверждается цифрами.
- "Роснано" периодически сообщает о выходе из капитала портфельных компаний. Зачем продавать доли в прибыльных проектах?
- Когда проектная компания достигает поставленных целей, нам нет смысла оставаться в ней дальше. Мы ищем стратегического инвестора, продаем свою долю и вкладываем полученные деньги в новые технологические проекты. В последнее время от инвестиций напрямую в капитал мы перешли к модели инвестирования через фонды вместе с партнерами.
Эта модель позволяет масштабировать уникальный инвестиционный опыт, накопленный нами за 10 лет работы, идти в новые проекты уже с частными инвесторами. В 2017 году создано семь новых фондов. За два года от сторонних инвесторов привлечены рекордные 49 млрд рублей. Мы ожидаем, что в 2018 году общий объем привлечений в новые фонды вырастет до 60 млрд рублей.