13 апреля 2018, 16:35

На форуме в Красноярске обсуждались вопросы экологии, развития городов и инвестиций

Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Вице-премьер Аркадий Дворкович отметил что довести уровень инвестиций до более 25% ВВП невозможно без новых инструментов

КРАСНОЯРСК, 13 апреля. /ТАСС/. Вопросы роста инвестиций, развития городов и экологические проблемы обсудили в пятницу участники Красноярского экономического форума (КЭФ).

Выступивший на пленарном заседании "Россия 2018-2024: реализуя потенциал" вице-премьер Аркадий Дворкович отметил что довести уровень инвестиций до более 25% ВВП невозможно без новых инструментов - таких, как инфраструктурная ипотека и фабрика проектного финансирования.

В свою очередь замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис сообщил, что Минстрой планирует в ближайшие пять лет сделать комфортными и благоустроенными половину российских городов. А в рамках программы "Умный город" министерство планирует появление в 2023 году не менее трех городов-"гениев".

Во время круглого стола "Бизнес и общество на защите интересов природы", проходившего в рамках форума, обсуждались вопросы переработки отходов и загрязнения воздуха.

Инфляция и инвестиции

Говорить об уровне инфляции в РФ по итогам 2018 года преждевременно, сказал Дворкович. "Мы добились результата (в части стабилизации экономики РФ - прим. ТАСС). Инфляция снизилась до уровня ниже целевых значений, даже ниже 4%, сейчас составляет два с небольшим процента", - отметил он.

Вице-премьер обратил внимание на то, что довести уровень инвестиций до более 25% ВВП невозможно без новых инструментов. "Цель - добиться роста инвестиций с сегодняшних менее 20% ВВП до более 25% ВВП. Это невозможно сделать только за счет текущих поступлений - будь то внутренних или внешних. Поэтому мы ведем речь о новых инструментах - таких, как инфраструктурная ипотека, фабрика проектного финансирования и ряд других, которые позволят дополнить ресурсы для инвестиционной активности, и именно таким образом реализовать в том числе и крупные инфраструктурные проекты", - сказал он.

Говоря о влиянии санкций на экономику России, Дворкович отметил, что "по крайней мере, мы сконцентрировались, сфокусировались, многого добились в условиях жесткого давления". "И сейчас мы все сделаем в условиях новых санкций", - добавил он.

Сейчас вопрос в том, присоединится ли Европа к новым санкциям, которые ввели США. "Вот Европа присоединилась к предыдущим санкциям. И что, выиграла от этого хоть что-то? Нет, только потеряла очень многое", - сказал он.

"Сейчас мы действуем в условиях новых санкций (США). И опять (стоит вопрос - прим. ТАСС) - Европа присоединится к этой глупости или нет? А если присоединится, то какие европейские компании будут нашими партнерами?" - отметил Дворкович.

В качестве примера он привел германский концерн Siemens, ограничивший работу с российскими компаниями. "И как можно дальше с Siemens работать, после того, как Siemens сделал, введя по сути против наших коллег санкции? Они уже не могут быть надежным партнером, к сожалению", - сказал он.

Курс на аэропорты

Выступивший на форуме министр транспорта Максим Соколов сообщил, что в России в течение ближайших шести лет планируется реконструировать и построить более 60 аэропортов. В качестве примера он привел воссоздание системы малых аэропортов на труднодоступных территориях страны.

"В этом году мы завершаем реконструкцию аэродромной составляющей Норильска, строительство взлетно-посадочной полосы в Улан-Удэ, сразу там же начнется строительство нового вокзала. В целом мы закладываем в новую программу строительство и реконструкцию аэродромов более чем в 60 населенных пунктах нашей страны. Это много за шесть лет, то есть по 10 аэропортов в год. Таким образом мы будем создавать необходимую основу для равного качества услуги с точки зрения доступности и мобильности населения в сфере авиационных перевозок", - сказал министр.

Очистить воздух и воду

На круглом столе "Бизнес и общество на защите интересов природы" в рамках КЭФ были рассмотрены проблемы, которые вредят состоянию экологии в стране, а также возможности их решения.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова предложила ввести акцизы для производителей бытовой химии и формирование водных фондов, которые будут эти деньги целенаправленно расходовать. "В начале 60-х годов, когда централизованные системы в Советском Союзе начинали действовать, водоканалы были рассчитаны только на сбор с населения сточных вод. Со временем получилось так, что стоки наши приобрели совершенно другой химический состав", - сказала она, пояснив, что в советское время ассортимент химии был ограничен. Сейчас он заметно расширился различными чистящими и моющими средствами, кроме того, в воду попадают гормоны и антибиотики, которыми активно пользуются люди.

"По идее, надо вкладывать средства, чтобы все это очищать, потому что все это попадает в водные источники, которые в дальнейшем для нас же с вами являются источниками питьевого водоснабжения. Безусловно, есть необходимость реконструировать те очистные сооружения, которые в свое время были рассчитаны исключительно на обычную биологическую очистку", - сказала Довлатова.

Проблему переработки товаров озвучила генеральный директор "Петромакс" Екатерина Родионова. По ее словам, необходимо со временем прийти к тому, чтобы произведенные изделия полностью перерабатывались и ни одна из их частей не захоранивалась. В качестве примера она привела Европу, где автомобильный пластик пускается на производство электроэнергии. В России же пока его никак не перерабатывают.

По ее словам, для решения этой проблемы, производители техники должны использовать вторсырье, сделать товары более ремонтопригодными, продлив срок их службы, и, в первую очередь, популяризировать ответственное потребление.

Немаловажной проблемой является вопрос загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей. Одним из решений этой проблемы может стать внедрение электрических предпусковых прогревателей двигателя, рассказал член правления экологического фонда ФГОАУ ВПО "Сибирский федеральный университет" Роман Лалетин. По его словам, в рамках проекта один из домов в Красноярске оснастили электрической системой из 56 розеток. Также для жильцов разработали приложение, которое дистанционно позволяет использовать устройство, учитывать, смотреть разную информацию о системе, были поставлены индивидуальные счетчики.

Анализ показал, что устройства позволяют сделать воздух во дворе чище и сэкономить средства автомобилистов.

Благоустройство городов

В ходе круглого стола "Городские агломерации и крупные города Сибири: как запустить перезагрузку? " замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис сообщил, что Минстрой планирует в ближайшие пять лет сделать комфортными и благоустроенными половину российских городов.

Он сообщил также, что в России к 2023 году планируется появление не менее трех "городов-гениев" в рамках программы "Умный город". Причем сибирские города имеют все возможности для того, чтобы в ближайшие годы войти в их число, добавил замминистра.

Проект Минстроя "Умный город" вошел в госпрограмму "Цифровая экономика", в рамках проекта министерство намерено систематизировать уже имеющиеся ИТ-решения по формированию комфортной городской среды и разработать механизмы их внедрения на территории всей страны.

Принципы создания "умного города" включают в себя управление транспортными и пешеходными потоками, "умное ЖКХ", качество управления городскими ресурсами, комфортную и безопасную среду и экономику сервиса.

Минстрой также предложил ввести своего рода IQ для городов с определенным количеством баллов, увязав это с объемом субсидирования регионов по благоустройству. В мае 2018 года Минстрой планирует запустить "банк решений" для выполнения этой программы, уточнил Чибис. Понятие "интеллекта городов" будет зависеть от степени применения IT-технологий в управлении городской средой и ЖКХ, заложенных в "банке" решений, рассказал замминистра.

Региональная интеграция

Интеграция регионов Сибири в единый социально- экономический комплекс невозможна без развития полноценной региональной авиационной сети, сообщил на заседании круглого стола "Потенциал региональной интеграции для бизнеса" гендиректор акционерного общества "ЭРА Групп" Алексей Васильченко.

"Перспектива развития авиации исключительно важна для Сибири ввиду огромных расстояний, ввиду того, что это, наверное, единственный всесезонный вид транспорта для целого ряда отдельных населенных пунктов, поэтому вопрос развития региональной авиации очень важен", - сказал он.

Для решения этого вопроса есть два интеграционных проекта, продолжил Васильченко. Эти проекты касаются появления единой системы региональных авиаперевозок и создания в Сибири крупного международного транспортно- логистического узла. По его мнению, это может "существенно повысить потенциал макрорегиона Сибирь и позволит интегрировать его в международную сеть логистики".

По мнению Александра Калинина, президента общероссийской общественной организации "Опора России", при обсуждении возможностей свободной торговли нельзя забывать о развитии в регионах малого и среднего бизнеса. "Если мы говорим о региональной интеграции, то, прежде всего, интеграция будет тогда, когда уровень предпринимательской активности в стране увеличится на порядок, а для этого нужно вовлекать людей в бизнес", - отметил он.

Александр Зырянов, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, подчеркнул важность выбора правильного пути развития для каждого региона в зависимости от его сильных сторон. "Мы готовы к экспорту того, что сейчас в тренде - это экономика знаний, IT-технологии, то, что у нас очень развито, и мы заинтересованы в этом сотрудничестве, тем более что по многим из этих направлений возможна работа по удаленному доступу", - сказал он.

Красноярский экономический форум проходит с 12 по 14 апреля.

ТАСС выступает стратегическим информационным партнером форума.