МОСКВА, 7 сентября. /ТАСС/. Увеличение доли катарского суверенного фонда QIA в "Роснефти" до 18,93% и перевод акций под прямой контроль фонда приведет к росту капитализации нефтяной компании, считают опрошенные ТАСС эксперты.
До этого 19,5% акций "Роснефти" принадлежали консорциуму Glencore и QIA. Впоследствии консорциум планировал продать 14,16% акций китайской CEFC, однако сделка не состоялась. Было решено разделить доли в "Роснефти" в соответствии с первоначальными инвестициями. В результате под прямым контролем Glencore осталось 0,57% акций "Роснефти", под контролем структуры QIA - 18,93%.
Президент по научно-исследовательским разработкам Qatar Foundation (Катарский фонд образования, науки и социального развития) Файзал аль-Сувайди в июне говорил, что QIA не исключает наращивания своей доли до 20% при наличии такой возможности.
Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отмечал, что рынок увидит целый ряд двусторонних сделок между "Роснефтью" и QIA, которые "засвидетельствуют не просто акционерное участие, а стратегическое партнерство".
Перспективы для "Роснефти"
Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, востоковед Эльдар Касаев подчеркнул, что инвестиции фонда в акции "Роснефти" оказалось выгодным в связи со значительным ростом их стоимости. Так, с момента объявления сделки в декабре 2016 года акции нефтяной компании на Мосбирже подорожали на 22,4% - до 436,05 рубля за бумагу.
"Катарский фонд перешел к прямому владению акциями "Роснефти" неслучайно: стало очевидно, что полтора года назад он осуществил выгодное вложение, ведь акции компании значительно выросли в цене. Теперь у "Роснефти" появился стратегический инвестор - один из самых мощных инвестиционных фондов мира, который знает компанию не понаслышке и понимает, какой потенциал существует у совместных проектов в нефтегазовой сфере", - отметил Касаев.
Нацеленность на рост капитализации
В начале августа "Роснефть" вновь стала самой дорогой компанией России, сейчас капитализация компании на Мосбирже достигла 4,63 трлн рублей. Эксперты ожидают, что с появлением нового стратегического инвестора этот показатель будет только расти.
Так, по мнению старшего аналитика "Атона" Александра Корнилова, появление QIA в составе акционеров "Роснефти" является хорошим знаком для компании. "Присутствие такой компании в капитале "Роснефти" - это большой плюс, поскольку такой акционер заинтересован в росте акционерной стоимости. Соответственно, это дополнительная гарантия для миноритарных акционеров о соблюдении их прав и роста капитализации в будущем", - отметил Корнилов.
По его мнению, нацеленность "Роснефти" на повышение капитализации сыграла свою роль в решении QIA увеличить долю в компании.
С ним согласен начальник аналитического департамента УК "БК Сбережения" Сергей Суверов. "Плюс этого акционера в том, что он входит в десятку крупнейших инвестиционных фондов мира. У QIA - $300-400 млрд свободных ресурсов, которые он может инвестировать, авторитет в нефтегазовой сфере и опыт сотрудничества с крупнейшими мировыми компаниями, такими как Glencore, Deutsche Bank, Volkswagen и российскими компаниями", - рассказал Суверов.
"Конечно, катарцы досконально изучили ситуацию в Роснефти и пришли к выводу, что есть потенциал для реализации взаимовыгодных совместных проектов: от СПГ до нефтедобычи и нефтепереработки. Теперь у "Роснефти", помимо BP, появляется еще один стратегический иностранный акционер, что, конечно, приведет к росту капитализации российской компании", - резюмировал эксперт.