23 ноября 2018, 16:50
Статья

Россияне торгуют в соцсетях на миллиарды рублей. Как развивается социальная коммерция

Первое большое исследование оценило российский рынок продаж в соцсетях и мессенджерах почти в 600 млрд рублей
Антон Новодережкин/ ТАСС

"Яндекс.Касса" и аналитическое агентство Data Insight провели первое большое исследование рынка социальной торговли, то есть продаж через социальные каналы — в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и так называемой sharing-экономики (экономики совместного потребления), которые за плату дают доступ к товару или услугам, типа Profi.ru или YouDo. Эксперты выяснили, что и за сколько россияне продают на P2P–платформах (от англ. peer-to-peer — от равного к равному) чаще всего.

Почти 600 млрд за год

Общий объем рынка социальной коммерции за год — с марта 2017 года по март 2018 года — составил 394 млн сделок и 591 млрд рублей. Это всего вдвое меньше результатов российских интернет-магазинов, которые, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году заработали 1,04 трлн рублей. Всего в этом виде торговли участвуют 39 млн покупателей и 22 млн продавцов — и компаний, и частных лиц. Как уточнили в Data Insight, из указанных 22 млн продавцов подавляющее большинство составляют именно частники. 

При этом 33% от объема продаж пришлось на сервисы объявлений типа Avito или "Юла", 26% — на социальные сети, 21% — на сайты услуг экономики совместного потребления (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и др.), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки, когда пользователи объединяются для оптовых заказов.

Бизнес идет в соцсети

Компании постепенно осознают, что соцсети становятся все более важным каналом торговли. Так, социальные каналы используют для продвижения 76% фирм, работающих онлайн. При этом продавцы не ограничиваются только одним инструментом, а закрывают сразу несколько, чтобы охватить большую аудиторию. Почти все используют соцсети — 94%, а к мессенджерам обращаются 29%. Самой популярной площадкой оказалась "ВКонтакте" — здесь товары и услуги предлагают 15% опрошенных, второе место занял Instagram — 5,9%, а третье — "Одноклассники" с 3,8%. 

В результате на социальные каналы приходится около 40% выручки с онлайн-продаж, а на собственные сайт и приложения компаний — 53,4%. Кроме того, чуть более половины компаний отмечают увеличение доли социальных продаж за последний год. Быстрее всего они растут у тех, кто использует мессенджеры.

Если говорить об ассортименте, то компании в социальных каналах продают в основном услуги (за исключением аренды недвижимости и авто), товары для дома и ремонта и детские вещи.

Частники предпочитают объявления

По данным исследователей, примерно каждый третий интернет-пользователь что-то продает через социальные каналы. Для более чем трех миллионов россиян — около 15% частных продавцов — доходы от социальной коммерции оказались существенными или вообще единственными в личном бюджете. При этом большинство интернет-пользователей предпочитают пользоваться сайтами объявлений — больше всего частных продавцов на Avito (65%), "Юле" (39%), а вот в тех же "ВКонтакте" и Instagram их только 33% и 9%. 

И более половины продавцов — 56% — продают вещи б/у.

Исследователи также рассказали и о "портрете" частного продавца в социальной коммерции. Это примерно поровну мужчин и женщин в возрасте от 25 до 44 лет, у большинства из которых три и более членов семьи.

По продажам лидируют одежда и обувь

За год через социальные каналы россияне продали одежды и обуви на 101,4 млрд рублей. Следом по популярности идет электроника и бытовая техника — 97,6 млрд рублей, а на третьем месте услуги по аренде недвижимости — 79,9 млрд рублей.

При этом социальная коммерция оказалась территорией небольших сделок. Две из пяти — на сумму меньше 1 тыс. рублей, каждая третья — на 1–3 тыс. рублей, а продажи больше 50 тыс. рублей занимают только 1% от общего числа. В социальных сетях сделок заключают больше, чем на сайтах объявлений, — 32% против 27% в общем числе продаж, но размер покупки обычно меньше. Средний чек покупки на социальных платформах в итоге составил 1,5 тыс. рублей.

Онлайн-оплата vs наличные

Прием оплаты у частных продавцов и компаний устроен по-разному. Первые пользуются сервисами частных переводов, вторые могут предложить уже готовые платежные инструменты.

Оплату онлайн на социальной платформе принимают 67% интернет-пользователей — на карту, электронный кошелек, банковский счет или телефон. Но не отказываются они и от наличных — их принимают 63%. А вот среди компаний на наличные согласны только 36%. При этом около трети фирм предпочитают заканчивать сделку не через социальный канал, а на своем собственном сайте, который предлагает более широкий выбор вариантов, как оплатить покупку.

Привлекательность социальных каналов вырастет

К такому выводу пришли эксперты. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми еще не работали, 27% рассчитывают увеличить продажи, а 23% — расширить ассортимент.

Вне налогового поля

Пока Федеральная налоговая служба (ФНС) централизованно не отслеживает частные продажи через социальные каналы и не договаривается об этом с соцсетями, рассказал газете "Ведомости" федеральный источник. Но в теории частные продавцы должны платить налоги со своих сделок.

Со следующего года они могут воспользоваться экспериментальным налоговым режимом для самозанятых со ставками 4–6%. Подробнее о нововведении читайте в материале ТАСС.

Арина Раксина 

Теги:
Россия