Все новости

Столкновение электрокара Tesla с российским роботом в Лас-Вегасе, скорее всего, подстроено

Робот российской компании Promobot
© REUTERS/Maxim Shemetov
Российская компания Promobot, чьего робота якобы сбил автомобиль Tesla под управлением автопилота, могла сама все подстроить — считают эксперты

9 января СМИ написали, что в Лас-Вегасе на выставке электроники CES 2019 произошел несчастный случай: автомобиль Tesla, управляемый автопилотом, сбил робота российской компании Promobot. На сайте Promobot опубликован пресс-релиз, где рассказаны подробности произошедшего. Сообщение датировано 8 января (в Web Archive, где хранятся старые копии страниц, есть только версия от 9 января — вероятно, именно тогда и вышел релиз, а вовсе не днем ранее), а столкновение якобы случилось 6 января.

В пресс-службе компании на запрос ТАСС ответили, что один из роботов отклонился от маршрута во время транспортировки и попал под колеса Tesla. Внутри сидел водитель, но управлял электрокаром не он, а программа-автопилот. "Машина проехала по роботу, теперь робот не подлежит восстановлению, он не сможет принимать участие в выставке в качестве консультанта. Требовать компенсацию мы не планируем, <...> на наш взгляд, имел место несчастный случай", — сказала собеседница агентства.

' Видео инцидента из пресс-релиза Promobot'

Журналист Иван Ортега с научно-популярного сайта "Чердак" убежден, что авария была подстроена. Вот его аргументы.

"Целый ряд сторонних наблюдателей посчитали видео постановочным: не совсем понятно, что делает робот на проезжей части, как он оказался в поле зрения камеры хорошего разрешения и почему это совпало с наездом на него электромобиля Tesla. Ряд комментаторов на YouTube также указали на наличие отблесков от "веревки", дергая за которую, организаторы съемки могли свалить робота. Дополнительно подозрения укрепляли более старые видео Promobot, на которых "робот спасал девочку", "бежал с испытательного полигона" и которые ранее также подозревались в постановочности.

Тем не менее просмотр видео в высоком качестве показывает: то, что зрители приняли за отражение от веревки, дернувшей робота (с 0:05 по 0:27 секунду видео), на самом деле — проблесковые огни летательного аппарата, пролетавшего мимо в момент ДТП.

Однако это не отменяет другого факта: никакого "столкновения роботов" на видео не было. Во-первых, на данный момент все Tesla имеют принудительно деактивированный автопилот. Его полная активация пока прогнозируется Илоном Маском не ранее конца 2019 года. До тех пор включен лишь ограниченный набор его функций, в том числе круиз-контроль на трассе (только для дорог с бетонным разделителем). Правда, даже в этом случае, как указывает руководство для водителей Tesla, сидящий за рулем должен быть настороже, готовым в любой момент взять управление на себя (то же самое говорят о своих круиз-контролях и другие производители). Из ролика ясно, что все случилось не на трассе. В теории можно нажать кнопку активации круиз-контроля и вне трассы, но руководство водителя для этой машины прямо указывает на нежелательность и недопустимость таких действий. Таким образом, о "действиях робота" здесь говорить не приходится — налицо небрежная эксплуатация круиз-контроля, причем в условиях, когда он вообще не должен был быть включен.

Во-вторых, на 0:12 видеоролика заметно: у Tesla Model S включается правый поворотник. На сегодня даже в режиме круиз-контроля все "теслы" включают поворотник и перестраиваются (или поворачивают) только после того, как водитель подтвердит предложение круиз-контроля поменять полосу (например, чтобы обогнать медленно едущую впереди другую машину). Таким образом, включение поворотника явно указывает на то, что машина находилась под управлением человека, а не "робота".

Ранее неоднократно имели место инциденты, когда водители "тесл" пытались избежать ответственности за ДТП, рассказывая, будто бы в момент столкновения не трогали руль и машина находилась под управлением продвинутого круиз-контроля. Такие заявления быстро опровергаются, потому что логи, записываемые машиной, фиксируют время реальной работы круиз-контроля и то, был ли он активирован во время ДТП".

Чтобы узнать другие мнения, ТАСС связался со специалистами. Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что авария случилась из-за водителя. "Скорее всего, пилот за рулем Tesla — а там был пилот — зазевался. Управление было переведено на него, так что ДТП — вина водителя. Если бы у машины были включены все системы автономного управления, она бы, конечно, остановилась. Вообще, все аварии с беспилотными автомобилями, как показывает анализ, происходили по вине человека. Ничего страшного и странного в этом нет. С таким же успехом он мог сбить столб. Бывает всякое. Можно, конечно, вокруг этого раздувать и придумывать, как американский автомобиль сбил русского робота. Как по мне, ситуация не стоит выеденного яйца".

Разработчик дронов и роботизированных систем, генеральный директор M-Industries Михаил Липатов считает, что видео — фейк. "Видно, что Tesla находится на ручном управлении. Правда, системы обхождения препятствий в автопилотах строятся на моделях людей и животных, а не роботов. По идее, разработчики Promobot могли этим воспользоваться".

Константин Крашенинников, Габриэла Чалабова, Марат Кузаев