МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Страховые компании смогут продавать продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) только через банки, которые добровольно присоединятся к стандартам Всероссийского союза страховщиков по раскрытию информации о рисках этого продукта. Об этом сообщил журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.
"Мы договорились со страховым сообществом, что страховая компания имеет право нанять банк только в том случае, если банк подписался под стандартами. Если этот банк не присоединился добровольно к стандарту, то в этом случае страховая компания не имеет права его использовать в качестве посредника. С выходом стандарта появится такая норма", - сказал он.
По словам Швецова, это будет зафиксировано в стандарте, который начнет действовать весной и будет обязательным для всех страховых компаний. Еще до введения стандартов ЦБ увидел эффект от информационных писем - жалоб на ИСЖ стало меньше, сообщил представитель регулятора.
Жалобы на ИСЖ
ИСЖ продается в основном через банки-агенты в качестве потенциально более доходной альтернативы вкладам. ЦБ выявлял массовые факты недостаточного или выборочного информирования банками-агентами потребителей об услуге ИСЖ, сообщал регулятор в ноябре. В обращениях потребители отмечали, что при заключении договора были введены в заблуждение обещаниями доходности по договору ИСЖ, значительно превышающей доходность по вкладам - при этом доходность продукта не является гарантированной.
Также клиенты жаловались, что продавец умолчал об условиях страхования, невыгодно отличающих ИСЖ от банковских вкладов, - например, что вложенные в ИСЖ денежные средства не входят в систему гарантирования прав застрахованных в АСВ, а также о том, что деньги нельзя досрочно забрать без потерь.
Ранее ВСС подготовил стандарт по раскрытию информации о рисках ИСЖ, призванный снизить некорректные продажи, при этом он обязателен к принятию только самими страховыми компаниями.
Кроме того, ЦБ подготовил ряд мер по регулированию продаж ИСЖ, среди которых - обязательное раскрытие информации по всем существенным рискам этого продукта и объяснение его отличия от вкладов, проверки продаж и возможные ограничения по продаже ИСЖ.
Страхование жизни за счет ИСЖ является самым быстрорастущим сегментом рынка, которое продается в качестве альтернативы депозитам через банки, за девять месяцев рынок вырос на 36%, до 342,6 млрд рублей.
Об ИСЖ
Договор ИСЖ работает как страховой полис, при этом уплаченную премию (в среднем 300-500 тыс. рублей) страховщик инвестирует на фондовом рынке. В конце срока действия договора (три-пять лет) страховщик гарантирует клиенту возврат вложенной суммы плюс возможный инвестдоход, который зависит от результатов инвестирования. В последнее время банки начали предлагать клиентам полисы ИСЖ со сниженной премией (до 100 тыс. рублей).