21 ЯНВ, 23:00

Киев получил предложения о транзите газа из России с двух сторон

Основной темой трехсторонней встречи была ситуация с транзитом российского газа в Евросоюз через территорию Украины после 2019 года

БРЮССЕЛЬ, 21 января. /ТАСС/. Трехсторонняя встреча по транзиту российского газа через территорию Украины в Брюсселе с участием России, Украины и Еврокомиссии (ЕК) предсказуемо закончилась безрезультатно. Наиболее существенным стало только заявление о том, что Киев получил предложения о продолжении транзита газа из РФ после 2019 года сразу и от российской, и от европейской сторон. Как заявили представители украинской делегации, предложение России просто продлить действующий контракт Украину не устраивает, а предложение Еврокомиссии в Киеве намерены изучить.

Главной темой встречи была ситуация с транзитом российского газа в ЕС через территорию Украины после 2019 года. Этот транзит Еврокомиссия старается сохранить как важный источник поступления средств в украинский бюджет. В случае его прекращения ЕС может столкнуться с необходимостью значительного увеличения макрофинансовой помощи Украине.

Необходимость в переговорах возникла прежде всего из-за истечения в конце 2019 года сроков действия двух контрактов, подписанных в 2009 году между "Газпромом" и "Нафтогазом", - о поставках газа на Украину и о транзите газа через территорию страны в Европу. Вопрос сохранения транзита российского газа после 2019 года обсуждается и в контексте строительства газопровода "Северный поток - 2" из России в Германию, который пойдет в обход транзитных государств.

Предыдущие трехсторонние переговоры прошли в июле 2018 года.

Транзит 

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Киев получил предложения "Газпрома" по продлению контракта на транзит газа, однако принять их не может.

По словам Климкина, на переговорах глава "Газпрома" Алексей Миллер предложил просто продлить существующий контракт. "Он говорил, что эти контракты можно продлить даже без каких-либо экспертных консультаций", - отметил министр.

Однако, заявил глава МИД, Украина находится в другой ситуации.

"Сегодня действуют абсолютно другие законы и другие правила, которые отражают европейское законодательство. Поэтому я рад, что мы с делегацией Еврокомиссии выступили с единой четкой позицией. Даже ЕС пытается объяснить России, что правила изменились, жизнь изменилась, - сказал Климкин. - По определению возвращение к каким-то прошлым "договорнякам" уже невозможно".

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев добавил, что удивлен позицией российской стороны, считающей, что действующие договоренности по транзиту газа следует "просто взять и продлить". "Нафтогаз" готов рассматривать будущие соглашения или что угодно только в случае их полного соответствия тому европейскому законодательству, которое было имплементировано на Украине", - сказал Коболев.

Более того, по его словам, новые соглашения по транзиту должны соответствовать уже принятым решениям Стокгольмского арбитража. "Мы всегда открыты для любых вариантов, но при условии, что они соответствуют уже принятым решениям в Стокгольме и предполагают полное выполнение российской стороной своих обязательств по проигранным делам", - сказал он.

В этой связи Коболев сообщил, что под конец переговоров получил пакет предложений и от Еврокомиссии. "Это предложение относительно возможных объемов и сроков контракта после 2019 года. Детали этого предложения пока комментировать не хочу. Мы сделаем свою домашнюю работу, и мы договорились с Еврокомиссией, что весной - или в марте, или в апреле - будет следующая встреча", - заключил глава "Нафтогаза".

Предложение ЕК

По словам замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Мароша Шефчовича, ЕК предложила РФ и Украине основные параметры будущего соглашения о транзите газа на период после 2019 года, включая его продолжительность, объемы и тарифы. Также ЕК предложила Москве и Киеву обсудить так называемый трансъевразийский проект транзита газа, сроком действия более десяти лет, с объемами, которые бы оправдывали инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.

"Этот контракт должен соответствовать нормам ЕС, он должен быть долгосрочным - более 10 лет. Что касается объемов, то это должны быть коммерчески состоятельные объемы, которые позволят нам привлечь инвесторов к модернизации ГТС Украины", - заявил Шефчович.

"Я выдвинул предложение для обеих сторон для дальнейшей проработки. Оно покрывает три основных параметра транзитного соглашения - продолжительность, объемы и тарифы. Но оно также покрывает другие аспекты, такие как инвестиции в обслуживание газотранспортной сети юридические и легальные требования", - заявил он, отказавшись вдаваться в детали.

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия и Украина в ходе трехсторонних переговоров с участием Еврокомиссии подтвердили заинтересованность в обеспечении транзита российского газа через Украину по истечении действующего контракта.

' ТАСС/Ruptly'

"Все заинтересованы, чтобы такой транзит был с 1 января 2020 года. Украина сейчас имплементирует европейское законодательство в свою нормативную базу, поэтому, конечно, обсуждения самих контрактов должны проходить на уровне субъектов хозяйственной деятельности - это "Газпром", это оператор [украинской] газотранспортной системы. Для обеспечения третьих условий необходимо, чтобы стороны нашли решение по тем судебным разбирательствам, которые сегодня рассматриваются в арбитражном суде.

Министр также назвал переговоры конструктивными.

"Я считаю, что сегодня прошли конструктивные переговоры, мы договорились продолжить работу среди экспертов, на уровне министров мы готовы будем продолжить консультации в мае [2019 года], и об этом также сегодня говорили", - сказал он.

Впрочем, глава "Газпрома" не был столь оптимистичен. "У нас переговоров-то нет, вы что? Это консультации между министерствами", - сказал Миллер, отвечая на вопрос об оценке прошедших переговоров.

Дела судебные

Шефчович также заявил, что расхождения в подходах Украины и России к решению Стокгольмского арбитража, его исполнению и апелляционному процессу осложнили трехстороннюю встречу.

"Решение Стокгольмского арбитража, его исполнение и апелляционные процессы, которые рассматривались по-разному обеими сторонами, внесли дополнительные юридические сложности в обсуждение будущего контракта, поскольку ни одна из сторон не хотела вести переговоры таким образом, который бы ослабил их позицию в Стокгольмском арбитраже", - отметил представитель Брюсселя.

Так, Новак заявил, что суммы, заявленные по искам "Нафтогаза" к "Газпрому", завышены. "На мой взгляд, это завышенные иски, которые не имеют никакого отношения к существующей действительности", - сказал журналистам российский министр, отвечая на просьбу прокомментировать заявление "Нафтогаза" о снижении сумм исков к "Газпрому" в случае продления контракта.

Новак также назвал предложение "Нафтогаза" снизить сумму требований по новому иску к "Газпрому" с $12 млрд до $2 млрд в случае подписания нового контракта абсурдным. "Это несколько абсурдная позиция со стороны наших украинских партнеров, потому что это новый иск, который мы совершенно не воспринимаем, поскольку это иск относительно тех объемов, которые якобы не будут прокачаны в будущем в случае незаключения контракта. Но мы все прекрасно понимаем, что это в принципе не может рассматриваться", - сказал он.

При этом Новак по-прежнему допускает, что между "Газпромом" и "Нафтогазом" возможно мировое соглашение.

"Газпром" работает [над исками], и в ближайшее время мы ожидаем рассмотрения апелляционной инстанции в шведском суде. Это очень важный момент, потому что нужно восстановить баланс интересов, в первую очередь для того, чтобы дальше двигаться по обсуждению конкретных параметров. Есть возможность также продолжать обсуждение, например, мирового соглашения между двумя хозяйствующими субъектами", - сказал Новак.

В июле прошлого года "Нафтогаз" сообщил, что компания направила в Стокгольмский арбитраж обновленное требование о пересмотре тарифа на транзит газа с марта 2013 года, за счет чего компания рассчитывает получить от "Газпрома" дополнительно 11,58 млрд долларов. В компании отмечали, что решение этого арбитража следует ожидать уже после 2019 года, когда истечет действие десятилетнего контракта на транзит газа между "Нафтогазом" и "Газпромом".

Новак подчеркнул, что дальнейшее детальное обсуждение транзита российского газа через территорию Украины после 2019 года возможно только после урегулирования судебных разбирательств между "Газпромом" и "Нафтогазом". "Мы, безусловно, считаем, что для того, чтобы обсуждать конкретные детали контракта (на транзит российского газа через Украину после 2019 года - прим. ТАСС), нам необходимо урегулировать те проблемы и судебные разбирательства, которые сегодня есть", - подчеркнул министр.

Подождать до весны

Российский министр сообщил, что Москва и Киев договорились в мае провести министерские консультации по транзиту газа через Украину, а также намерены продолжить работу на экспертном уровне. "Мы договорились о том, что в мае проведем очередную встречу на министерском уровне для того, чтобы к этому времени эксперты поработали над деталями будущего контракта [по транзиту газа через Украину после 2019 года]", сказал Новак.

В феврале 2018 года президент РФ Владимир Путин заявлял, что Россия готова продолжать поставки газа через Украину, если это будет экономически целесообразно. В январе 2019 года Путин еще раз подтвердил эти намерения, отметив, что РФ готова полностью загрузить оба "Северных потока" и "Турецкий поток", но при этом возможности для сохранения транзита через Украину останутся.

На встрече представители Украины пообещали к 2020 году завершить раздел активов "Нафтогаза" на структуры, торгующие газом, и компанию - оператора газотранспортной системы в соответствии с нормами третьего энергопакета ЕС.

"Я провел встречу с главой МИД Украины Павлом Климкиным. Приветствую обязательства Украины завершить разделение энергокомпаний к 1 января 2020 года", - написал Шефчович в Twitter во время переговоров.

Разделение энергокомпаний (unbundling) - это базовое требование третьего энергопакета Евросоюза. Оно подразумевает необходимость разделения европейских энергетических корпораций на структуры, которые занимаются добычей, генерацией и торговлей энергоресурсами с одной стороны, и независимых операторов энерготранспортных систем (трубопроводов, ЛЭП и т. д.) - с другой. Украина в рамках своего курса на евроинтеграцию, в частности, намерена полностью адаптировать свое энергетическое законодательство к законодательству Евросоюза, соответственно в рамках требований третьего энергопакета ей предстоит создать независимую от "Нафтогаза" компанию - оператора своей газотранспортной сети.

Надежность транзита

Глава "Газпрома" по итогам встречи счел нужным предостеречь все стороны, отметив, что надежность транзита российского газа через территорию Украины в Европу в зимнее время во многом зависит от обеспеченности этой страны газом. При этом, по его словам, объем газа в украинских подземных хранилищах опустился ниже прошлогоднего уровня и на 19 января составил около 12,2 млрд куб. м, что на 1,32 млрд куб. м меньше, чем годом ранее.

Также Миллер отметил, что текущий сезон отбора начался на Украине на две недели позже, а объем газа в хранилищах к этому моменту был на 2,4% больше, чем на аналогичный момент 2018 года. По словам главы "Газпрома", объем газа, который Украина получает по реверсу, по итогам минувшего года снизился на четверть, а в январе 2019 года - в 3,7 раза в сравнении с январем 2018 года.

Таким образом, заключил Миллер, риски для транзита российского газа через Украину в этом году выше, чем в прошлом году.

При этом Миллер счел нужным упомянуть, что "Газпром" построил уже более 20% газопровода "Северный поток - 2" и работы ведутся по графику.

Читать на tass.ru
Теги