Все новости

Эксперт: сложности со страхованием картин связаны с высокой ценой и их самих, и страховки

При временном экспонировании договор на страхование зачастую вообще не заключается, сообщили в Российской национальной перестраховочной компании

МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Сложность страхования музейных ценностей связана, с одной стороны, с их огромной общей стоимостью, и, соответственно, потенциально высокими расходами на страхование, так как в случае пожара одному риску будет подвержено сразу много объектов.

Об этом заявил ТАСС президент Российской национальной перестраховочной компании Николай Галушин.

Как ранее сообщал ТАСС, украденная из Третьяковской галереи картина Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" была застрахована только на период перевозки из Русского музея в Петербурге в Третьяковскую галерею и обратно, а на период экспонирования не страховалась. Подобным образом страховались все картины выставки, принятые из фондов российских музеев. Общая страховая стоимость российских и привезенных из-за рубежа картин оценивалась в 3,231 млрд руб. и $15 млн.

"Со стороны страховой оценки риска, сосредоточение такой стоимости на одной достаточно компактной территории представляет собой значительный риск кумуляции (совокупность рисков, когда одно событие может привести к ущербу многих объектов страхования - прим. ТАСС) по катастрофическому убытку, связанному с пожаром", - сказал Галушин.

"Это приводит к тому, что стоимость страхования не может быть маленькой, а для государственных музеев источником оплаты страховой премии будут средства бюджета", - пояснил эксперт. Кроме того, существующая в мире емкость под перестрахование рисков Fine arts, не безгранична, указал он: такой емкости и внутри РФ, и в мире может быть недостаточно, чтобы обеспечить перестрахованием коллекцию произведений искусства одного крупного музея, которые потенциально подвержены воздействию одного события, такого как пожар.

"В силу огромной страховой суммы всех произведений искусств, которые находятся на постоянной экспозиции и запасниках музеев, страхование их не осуществляется", - заключил эксперт.

Страхование временных выставок

Практика страхования временных выставок отличается при вывозе картин за рубеж и перевозке внутри страны, отметил он.

"Страхование музейных ценностей на период временных выставок - это стандартная практика для перемещения произведений из российских музеев в зарубежные и наоборот. Такое страхование включает покрытие рисков на период транспортировки в обе стороны и весь период экспонирования. Сложившейся практики по страхованию музейных ценностей при их перемещении между российскими музеями внутри страны нет - владельцы могут потребовать у организатора выставки застраховать картины на время экспонирования, а могут и не потребовать", - сказал он.

По его словам, зачастую при временном экспонировании договоры на страхование вообще не заключаются.

Как сообщалось ранее, на все время экспонирования в Третьяковской галерее были застрахованы пять картин, принятые из зарубежных фондов: "Волга" из Азербайджанского национального музея искусств имени Р. Мустафаева, "Ночь над Днепром", "Дерево", "Березовая роща", "В тумане" из Национального художественного музея Белоруссии.

Картина "Ай-Петри. Крым" была принята из фондов Русского музея в Санкт-Петербурге и не числится в перечне экспонатов, на которые распространяется страхование на период выставки в Третьяковке. Период страхования картин, принимаемых из Русского музея, - с 10 сентября по 1 октября 2018 года и с 18 февраля по 4 марта 2019 года.