МОСКВА, 16 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Владельцами активов аэропорта Домодедово официально остаются граждане Великобритании - Шон Каирнс и Джейн Петерс, говорится в материалах холдинговой компании DME Limited, зарегистрированной на Кипре и объединяющей активы аэропорта Домодедово. ИТАР-ТАСС получил выписку об актуальном статусе структуры собственности компании из базы данных министерства коммерции, индустрии и туризма Кипра.
Аэропорт Домодедово 12 сентября официально заявил, что "предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик". Заявление последовало на следующий день после публикации законопроекта о требованиях по раскрытию бенефициаров международных аэропортов.
Уставный капитал кипрской DME Limited, зарегистрированной 10 февраля 2012 года, превышает 304 млн евро. Профессиональный поверенный Джейн Элизабет Петерс владеет пакетом почти в 64% акций, юрист Шон Каирнс - 36%. Данные об акционерах в выписке названы "на текущий момент". Последние изменения в составе акционеров фиксировались летом 2012 года, следует из ведомственных материалов.
Владельцы аэропорта Домодедово
Петерс и Каирнс фигурируют как владельцы аэропортовых активов Домодедово с начала 2000-х годов. В отчетности "Коммерческого агентства аэропорта Домодедово" за 2009 год они значились владельцами компании FML Limited, зарегистрированной на острове Мэн. В российских базах данных, представляющих актуальные выписки Федеральной налоговой службы, компания FML Limited до сих пор фигурирует как учредитель 13 компаний, осуществляющих операционную деятельность в аэропорте Домодедово. Но, согласно реестру компаний острова Мэн, FML Limited ликвидирована еще 20 апреля 2011 года - накануне подготовки "Домодедово" к IPO.
В мае 2011 года компания DME Limited с регистрацией на острове Мэн была названа холдинговой компанией, объединяющей активы аэропорта Домодедово, в рамках публичного сбора заявок перед размещением на Лондонской бирже. Владельцем 100% акций компании в документах к IPO назывался Каменщик. Но после того, как IPO не состоялось, он отказался признавать себя бенефициаром, пояснив, что "внутренняя политика компании: не комментировать вопрос о конечных собственниках".
В феврале 2012 года DME Limited была закрыта на острове Мэн и зарегистрирована на Кипре. Годом ранее на другую кипрскую компанию - Verulia Investment limited - были переведены нематериальные активы Домодедово; компания получила права на товарные знаки "Домодедово Московский аэропорт" и Domodedovo Moscow Airport. По статусу на 13 сентября 2013 года, Verulia является 100-процентной "дочкой" кипрской DME Limited.
В "Домодедово" затруднились оперативно прокомментировать информацию кипрского офшора.
Новые требования
На прошлой неделе Минэкономразвития РФ представило законопроект, согласно которому владельцы международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций и вокзалов - физические лица, владеющие более чем 1% акций в уставном капитале компании-оператора напрямую или косвенно, - попадут под постоянный контроль государства. Документ подготовлен по поручению правительства.
За неисполнение требований Минэкономразвития предлагает ограничивать физическое или юридическое лицо в праве голоса на общем собрании акционеров. Уполномоченный орган сможет обратиться в суд, а суд сможет принять решение о лишении акционера права голоса. Для определения бенефициаров оперативным подразделениям ФСБ разрешат проводить оперативно-розыскные мероприятия, а результаты этой работы могут быть использованы как доказательная база в суде.
Предполагается, что закон вступит в силу в момент опубликования, после чего все бенефициары, которые на момент подписания закона владеют прямо или косвенно более чем 1% акций в аэропортах, портах или ж/д вокзалах, обязаны будут раскрыться в течение трех месяцев после подготовки всех необходимых форм документов. После этого еще в течение месяца компании-операторы, получив информацию от бенефициаров, должны будут передать ее уполномоченному органу.
Неизвестные владельцы аэропорта
Претензии по структуре владения транспортным активом неоднократно возникали к Домодедово. В очередной раз они были предъявлены после теракта в Домодедово в январе 2011 года. Генпрокуратура тогда установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, и созданная схема "позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово". Владельцем московского аэропорта Домодедово является кипрский офшор Hacienda Investments Limited, заявляла тогда же Счетная палата России. Но Генпрокуратура так и не смогла установить конечных владельцев Домодедово.