МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект о праве автомобильных перевозчиков грузов и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки или транспортной экспедиции.
Как пояснил журналистам один из авторов инициативы, член профильного комитета по транспорту и строительству Владимир Синяговский ("Единая Россия"), сегодня страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов "не предусмотрено ни одним законом". "Несмотря на это, грузоотправитель все равно требует от перевозчиков страховать собственную ответственность. Но в судебной практике такие договоры чаще всего признаются недействительными", - добавил он.
По его словам, законопроект "гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза". "В то же время это позволит защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от необоснованных претензий владельцев груза, но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки. Например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства", - сказал депутат.
Инициатива не носит обязательного характера, она лишь дает перевозчикам право страховать свою ответственность. Тем не менее документ вызвал оживленную дискуссию на заседании. Как отметила вице-спикер Ирина Яровая, Госдума, "создавая дополнительные благоприятные условия снятия ответственности со стороны, которая по договору принимает на себя ответственность", всегда должна думать "о той законопослушной стороне, которая оплатила услугу". "Не приведет ли это к тому, что все обязательства ответственности перевозчика перед второй стороной исчезнут и [владельцы груза] будут выяснять отношения только со страховой компанией?" - поинтересовалась она.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин со своей стороны заметил, что вопрос о защите граждан для нижней палаты является приоритетным, предложив зафиксировать, что все спорные моменты будут устранены ко второму чтению. В свою очередь глава профильного комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев указал на то, что сегодня повреждение груза при перевозке влечет за собой длительную тяжбу, "владелец груза не может найти крайнего".
"Законопроект о том, что во время перевозки груза он должен быть застрахован", - подчеркнул Москвичев, признав, что в тексте есть неточности, но они будут доработаны ко второму чтению.