Керимов получил за "Уралкалий" премию от Прохорова

Михаил Прохоров. ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев
Михаил Прохоров
О выкупе долей у партнеров Керимова договаривается владелец "Уралхима" Дмитрий Мазепин

МОСКВА, 18 ноября./ИТАР-ТАСС/. Инвестгруппа "Онэксим", управляющая активами Михаила Прохорова выкупает у Сулеймана Керимова 21,75% акций "Уралкалия", одного из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, за 4,12--4,35 млрд долларов, сообщил ИТАР-ТАСС осведомленный об условиях соглашения источник. Это на 1,6 млрд долларов дороже, чем Керимов заплатил за него в 2010 году, и примерно на 20% выше текущих биржевых котировок. По словам источника, в рамках сделки с Прохоровым "Уралкалий" оценили в 19-20 млрд долларов. Продавцом пакета выступил Suleyman Kerimov Foundation, указано в сообщении "Онэксима". Это благотворительный фонд сенатора Керимова, на балансе которого находятся бумаги.

Точный срок завершения сделки ее участники не указали.  По словам другого источника ИТАР-ТАСС, близкого к переговорам, речь идет об одной-двух неделях "Это минимальный срок для такой объемной операции. И мы не видим никаких препятствий, которые могли бы этому помешать", — подчеркнул он, не исключив, что этой сделкой изменения в составе акционеров "Уралкалия" не ограничатся.

В 2010 году одновременно с Керимовым в капитал «Уралкалия» вошли структуры предпринимателей Филарета Гальчева и Анатолия Скурова. Им принадлежат пакеты на 7% и 4,8% бумаг, соответственно

По словам источника, знакомого с позицией акционеров калийной корпорации, о выкупе долей у партнеров  Керимова договаривается владелец "Уралхима" Дмитрий Мазепин.  "Переговоры ведутся, но они еще не завершены. Мазепин там присутствует", - сказал источник. Представители "Уралхима" и "Онэксима" отказались от комментариев.

Переговоры о продаже доли представители Керимова вели с лета 2013 года, вспоминает знакомый с ним источник. Кроме "Онэксима" калийным бизнесом интересовались финансист Владимир Коган, совладелец АФК "Система" Владимир Евтушенков в альянсе с акционером  "Русснефти" Михаилом Гуцериевым, совладелец московского торгового центра "Горбушкин двор" Алексей Хотин и даже суверенный фонд эмирата Абу-Даби ADIA в партнерстве с государственным РФПИ.

Со всеми претендентами кроме ADIA и “Онэксима» не сошлись в цене. Переговорщики со стороны покупателей настаивали на продаже «по экрану» /текущим биржевым котировкам/. А%едура утверждения сделок в суверенном фонде длительная и требует согласования на высшем государственном уровне, объяснил источник выбор в пользу «Онэксима»: затягивать продажу на фоне конфликта с властями Белоруссии не было смысла.

Переговоры представителей Керимова с инвесторами сопровождались расследованием серии уголовных дел против топ-менеджеров «Уралкалия» и самого Керимова, возбужденных Следственным комитетом Белоруссии. Поводом стал отказ российской корпорации от торгового альянса с белорусским государственным "Беларуськалием". Их совместное предприятие БКК контролировало около 40% мировых продаж калийных удобрений и фиксировало объемы поставок, чтобы поддерживать цены. Но летом 2013 года «Уралкалий» объявил о выходе из картеля, обвалив на четверть стоимость удобрений, котировки конкурентов, собственные акции, а также прогнозы по экспортным доходам Белоруссии /по экспертным оценкам, бюджет страны на 2013 год из-за снижения цен на калий теряет около 600 млн долларов/.

В итоге 26 августа в Минск для переговоров с премьер-министром Михаилом Мясниковичем приехал гендиректор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер. Договориться не получилось: топ-менеджера задержали в аэропорту и арестовали по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Заочные обвинения были предъявлены еще четырем менеджерам калийного концерна и Керимову. По версии следствия, основной акционер и менеджмент «Уралкалия» переводили на российскую компанию выгодные контракты БКК, а также вводили в заблуждение иностранных инвесторов относительно финансовых показателей бизнеса.

Баумгертнер до сих пор находится в Минске под домашним арестом. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что готов выдать его после компенсации нанесенного ущерба на 1,5-2 млрд долларов.

Но материалы уголовного дела белорусские правоохранительные органы уже передали в Следственный комитет России, который возбудил уголовное дело против топ-менеджера и отправил запрос об его экстрадиции в Россию. «Выдача Баумгертнера может пройти по процедуре взаимодействия следственных органов. Это способ формально организовать его возвращение. Платить компенсации никто не будет», — говорит высокопоставленный источник, знакомый с ходом консультаций. Другой источник ждет возвращения Баумгертнера в Россию до дня рождения топ-менеджера в январе. «Не стоит привязывать сделку к вопросу о возвращении Владислава. Это разные истории», — настаивает он.

Директор "Уралкалия" по продажам и маркетингу Олег Петров /один из заочно арестованных – ред./ заявил в недавнем интервью Bloomberg, что компания не ведет переговоров с Белоруссией о восстановлении экспортного картеля.

Но акционерам придется договариваться с Минском, не сомневаются аналитики. «С приходом других собственников возможно возобновление сотрудничества "Уралкалия" с "Белaруськалием", тогда российской компании придется уступить объемы продаж, так как сейчас "Уралкалий" продает на 50% больше, чем "Белaруськалий», — полагает аналитик UBS Данила Якуб.

Немедленного эффекта не будет — даже возобновление работы БКК не поднимет цены на прежний уровень, считает Олег Петропавловский из БКС. По его оценке, для восстановления рынка потребуется не меньше года. "Потребители сейчас нацелены на китайские цены на уровне 300-310 долларов за тонну. На начало года контрактная цена составляла около 400 долларов за тонну", — напомнил эксперт.

Прогноз Якуба из UBS пессимистичнее – 3-4 года на восстановление прежних цен на калийном рынке. "У всех крупнейших производителей калийных удобрений упали объемы производства, при их увеличении сложно предполагать, что цены начнут расти. Сегодня речь идет об удержании текущих цен", — пояснил он.

Проблема изначально в слабости спроса на хлористый калий и в девальвации валют, в частности индийской рупии, она не решается повышением или понижением объемов, солидарен Константин Юминов, аналитик Raiffeisenbank.