22 ноября 2013, 13:36

Казахстан оценил ущерб от аварии ракеты "Протон-М" на Байконуре в 2,7 млрд рублей

ИТАР-ТАСС/ EPA/ SERGEI ILNITSKY
Отчет казахстанских специалистов направлен в Роскосмосдля рассмотрения и возмещения ущерба

АСТАНА, 22 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Данияр Мусаев/. Казахстан оценил ущерб в результате аварии ракеты-носителя "Протон-М" на космодроме Байконур в июле текущего года в 13 млрд 690,7 млн тенге /примерно 2 млрд 738,2 млн рублей/.

"Министерством окружающей среды и водных ресурсов произведен расчет оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, нанесенного при аварии ракеты 2 июля 2013 года на территории комплекса "Байконур". Cумма ущерба составила более 13 миллиардов тенге", - сообщило ведомство.

Расчет произведен согласно "Правилам экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды", утвержденным правительством Казахстана в 2007 году.

"Данный расчет направлен в Федеральное космическое агентство Российской Федерации /Роскосмос/ по дипломатическим каналам для рассмотрения и возмещения ущерба", - говорится в пресс-релизе.

Авария "Протон-М"

Носитель "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур 2 июля в 06:38 мск. Однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, перешла в падение, начала распадаться в воздухе, взорвалась и упала неподалеку от места старта.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело.

В ходе расследования было установлено, что ракета потерпела аварию из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей. Специалисты установили, что три из шести датчиков были перевернуты на сто восемьдесят градусов, это сказалось на получении системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации.

При проведении запуска формирование команды "контакт-подъем" произошло на 0,4 секунды раньше, и двигатели еще не вышли на основной режим тяги. В результате поступила команда отказа 1-го и 6-го двигателей. Ракета получила сигнал на уход от пускового стола. Через 10 секунд полета, когда двигатели стали работать нормально и набрали заданную тягу, прошла команда "прекратить увод". Но на 13-й секунде система управления сформировала команду превышение предельных значений углов и прошла команда "авария".

Таким образом, главной причиной крушения "Протона-М" стал человеческий фактор – оборудование было некорректно установлено еще на этапе сборки космического аппарата.

ДОСЬЕ: Аварии в истории российской космонавтики с 2010 по 2013 годы