МОСКВА, 10 декабря. /ИТАР-ТАСС/. МВФ снизил прогноз по росту ВВП России в 2014 году до 2%. Об этом журналистам сообщил советник Европейского управления МВФ Антонио Спилимберго. Прежний прогноз составлял 3%.
Прогноз по росту ВВП в 2013 году не изменен по сравнению с октябрьскими ожиданиям и составляет 1,5%. Инфляция в РФ, по прогнозам МВФ, в текущем году превысит 6%.
"Экономический рост в России значительно снизился и по итогам нынешнего года, по нашим данным, он составит 1,5%", - сказал Спилимберго. По его словам, замедлению экономического роста в основном способствовал такой аспект, как значительное сокращение инвестиций в основной капитал. Он подчеркнул, что это можно отметить как новое явление, потому что, как правило, в прошлом в России замедление экономического роста было связано с изменением цен на нефть. А в данном случае Россия "сталкивается с шоком", который напрямую не связан с ценой на нефть.
Спилимберго отметил, что сокращение инвестиций произошло, в основном, за счет крупных государственных компаний, в том числе в энергетическом секторе. При этом, по словам представителя МВФ, потребление остается на достаточно высоком уровне, подпитываясь ростом кредитов и достаточно высоким ростом зарплат. Соотношение инвестиций к ВВП в России должно быть выше, говорит Спилимберго. По его словам, средства на увеличение инвестиций в России есть, но они уходят в виде оттока капитала.
В фонде также считают, что прогнозы доходов федерального бюджета России 2014-2016 годов несколько оптимистичны.
Дополнительных накоплений в ФНБ и Резервный фонд при сохранении текущей бюджетной политики в 2014-2016 годах у России не будет, сказал Спилимберго.
Прогнозы Минэкономразвития
Минэкономразвития в начале декабря снова пересмотрело в сторону понижения прогнозы роста экономики России. В 2014 году прогноз роста ВВП понижен с 3 до 2,5%, в 2015 году - с 3,1 до 2,8%. В 2016 году рост экономики ожидается на уровне 3,3%. В абсолютном выражении ВВП в 2014 году составит 72,765 трлн рублей /снижение на 550 млрд рублей относительно прежнего прогноза/, в 2015 году - 78,889 трлн рублей /снижение на 771 млрд рублей/, в 2016 году - 86,937 трлн рублей.
В 2014 году инфляция по-прежнему ожидается в Минэкономразвития в диапазоне 4,5-5,5% с целевым ориентиром в 4,8%, в 2015 году — 4-5% с целевым ориентиром 4,9%. Кроме того, МЭР незначительно повысил прогноз по среднегодовому приросту потребительских цен в 2014 году - с 5,6 до 5,7%. Прогноз на 2013 год, а также 2015 и 2016 годы остался неизменным /6,7% в 2013 году и 4,7% - в 2015 и 2016 годах/.
Также МЭР понизило в начале декабря прогноз роста ВВП России в 2013 году до 1,4% с 1,8%. В абсолютном выражении ВВП в уходящем году составит 67,381 трлн рублей, что на 208 млрд рублей меньше прежнего прогноза.
Снижение прогноза по росту ВВП произошло, в том числе, из-за базы по инвестициям в 2013 году, когда объемы оказались ниже прогнозируемых ранее. Улюкаев добавил, что в следующем году не будет и скачка в сфере сельского хозяйства, которое в этом году показало рост почти на 7% из-за низкой базы 2012 года. В 2014 году, согласно обновленному макроэкономическому прогнозу, темп роста сельхозпроизводства составит всего 2%.
Рост промпроизводства в РФ, по прогнозу МЭР, по итогам 2013 года будет почти нулевым - 0,1% - против прежнего прогноза в 0,7%.
Элементы риска
Федеральный бюджет РФ 2014-2016 годов соответствует бюджетному правилу, но содержит элементы риска, сообщил Антонио Спилимберго. По его словам, организация приветствует то, что официальные власти России придерживаются бюджетного правила, "это важно, так как является частью макростабильности, которая так необходима России".
По оценке МВФ, федеральный бюджет на 2014-2016 годы в целом соответствует бюджетному правилу, "но есть некоторые элементы риска, которые, в случае проявления, должны быть устранены".
"Первый момент связан с тем, что прогнозы по доходам представляются несколько оптимистичными. Никто не знает, какой будет цена на нефть, но предположения в прогнозах достаточно оптимистичны", - сказал Спилимберго.
Кроме того, по его словам, в 2016 году некоторые риски недополучения доходов связаны с получением дивидендов от приватизации, а в бюджете 2014 года необходимо обеспечить сбережение средств, полученных за счет перечисления пенсионных накоплений.
В целом, отметил Спилимберго, бюджет соответствует бюджетному правилу, но есть элементы, которые следует тщательно отслеживать. "В будущем, если доходы окажутся ниже, а обязательства по большинству расходов нельзя будет сокращать, то мы не хотели бы, чтобы страна пожертвовала инвестициями", - заключил представитель МВФ.