МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Российские авиакомпании могут столкнуться с проблемой нехватки ликвидности уже в июле. Об этом заявил владелец корпорации AEON (частично владеет аэропортовым холдингом "Новапорт") Роман Троценко в интервью проекту ТАСС "Первые лица бизнеса".
Перевозчики традиционно зарабатывают деньги и создают "подушку безопасности" в летний сезон, а зимой обслуживают долги, объяснил он. При этом в 2020 году, ожидает бизнесмен, "туристического сезона не будет" вовсе, а туристическая отрасль в целом "может не оправиться и до мая 2021 года", что приведет к падению доходов перевозчиков.
"Подушка безопасности", накопленная, по сути, в прошлогодний полетный сезон, тает на глазах <...>. Думаю, критическим для авиакомпаний станет июль, когда не останется денежных средств на счетах. Знаете, на моей памяти ни одна авиакомпания не разорилась из-за больших долгов. Обычно они останавливаются, если нет кэша, живых денег, чтобы оплатить авиационное топливо. Вот тогда происходит крах. Уверен, этот вопрос станет в повестку дня уже в июле", - сказал собеседник агентства.
Возможное решение
По словам Троценко, помочь решить проблему с ликвидностью у авиакомпаний и аэропортов могли бы госгарантии на банковские кредиты.
"По действующим нормативам ЦБ, коммерческие банки не могут кредитовать компании, относящиеся к повышенной группе риска. Поэтому авиаторы попросту получат отказ, - сказал собеседник агентства. - Единственный способ "расшить" тяжелую ситуацию - выдать государственную гарантию с тем, чтобы не пришлось смотреть текущие балансы авиакомпаний. Тогда можно брать деньги на зарплату и лизинг. Эту позицию поддерживают и Росавиация, и Минтранс".
Кредитный лимит для авиакомпаний может составить 2 тыс. рублей на одного перевезенного в 2019 году пассажира, для аэропортов - 900 рублей на обслуженного пассажира, считает Троценко.
При этом вполне возможно, что некоторые перевозчики не смогут расплатиться, считает собеседник агентства.
"Гарантии должны бесплатно выдаваться на три года с тем, чтобы компании имели возможность потом отработать и рассчитаться по ним - вернуть кредиты коммерческим банкам. Сразу скажу: вероятно, будут случаи, когда какие-то авиакомпании и через три года не смогут полностью рассчитаться по этой гарантии. Значит, потребуется частичная или полная национализация компании и в дальнейшем продажа ее через торги для покрытия расходов государства", - сказал он.
"На сегодня гарантии являются для авиации и крупного бизнеса самой подходящей формой господдержки. Это не требует немедленной траты средств, формирует ответственный подход - деньги ведь придется возвращать, однако при этом существенно повышается устойчивость работы цепочек предприятий", - уверен Троценко. По его словам, правительство сейчас занимается разработкой механизмов поддержки, но окончательных решений пока нет.
Ситуация в отрасли
Сейчас авиасообщение России с зарубежными странами полностью закрыто из-за коронавируса. Выполняются только точечные вывозные рейсы, на часть из них билеты продаются, часть билетов предоставляется бесплатно.
Давление на авиаперевозки внутри страны оказал режим самоизоляции, который в той или иной форме действует практически по всей России.
В результате, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, пассажиропоток российских авиакомпаний в первые две недели апреля снизился на 89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.