Все новости

Российский телеком-рынок может сократиться на 3% из-за пандемии

В Минкомсвязи заявили о необходимости принять экстренные меры

МОСКВА, 3 июня. /ТАСС/. Российский телекоммуникационный рынок в 2020 году может сократиться на 2,5-3% из-за пандемии коронавируса, если не принять ряд экстренных мер, заявил замглавы Минкомсвязи Олег Иванов в ходе онлайн-конференции "Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях".

По словам Иванова, разговоры о том, что операторы существенно выиграли во время пандемии, - не более чем легенда. "Если посмотреть на реальные цифры, это ничем не подтверждается. Например, полностью провалился сегмент международного и внутреннего роуминга, на 33% просела реализация товаров в мобильном ретейле, резко возросли расходы на содержание сети из-за высоких нагрузок - у некоторых операторов до 80%", - отметил он.

"Мы видим не только замедление роста отрасли в этом году, но и, если не принимать меры регулятивного характера, увидим просадку в телеком-рынке на 2,5-3%, несмотря на рост в 2019 году на 2,1%", - подчеркнул замминистра.

Среди регулятивных мер, которые планируется принять для недопущения такого падения, замглавы Минкомсвязи перечислил предоставление годовой отсрочки для операторов связи на ежегодное увеличение на 15% хранилищ трафика в рамках "закона Яровой", упрощение процедуры ввоза радиоэлектронных средств связи, обеспечение доступа операторов связи к инфраструктуре в жилых домах и объектов муниципальной и госсобственности.

Кроме того, Иванов указал на законопроект о дистанционном заключении договоров на оказание услуг связи, что, по его мнению, положительно скажется на динамике роста абонентов, а также планы по обеспечению выхода операторов и центров обработки данных на оптовый рынок электроэнергетики.

"Вот такие меры мы предложили, они поддержаны на уровне правительства, кроме, разве что, последней меры, которая очень дискуссионна. Планируем реализовать все это в самое ближайшее время", - заключил Иванов.

Есть как плюсы, так и минусы

Руководители крупнейших мобильных операторов согласились с оценками Минкомсвязи касательно динамики рынка. Как отметил со своей стороны президент МТС Алексей Корня, действительно, отрасль не выиграла от того, что люди перенесли свою жизнь и работу в онлайн. По его словам, из-за кризиса доходы операторов снижаются, а расходы в связи с ростом трафика растут.

"Это формирует дополнительные потребности в инвестициях. Если мы хотим, чтобы у нас оставался качественный уровень сервиса, если мы хотим, чтобы наши сети были на соответствующих стандартах, потребуются инвестиции, и это факт", - подчеркнул он.

Гендиректор "Мегафона" Геворк Вермишян в свою очередь добавил про еще один негативный тренд, а именно - сокращение активности абонентов. В частности, активность падает у пользователей с поминутными тарифами и в корпоративном сегменте, уточнил он. "Это, на мой взгляд, такой стратегический вызов, который отрасль должна принять", - отметил он.

То, что кризис негативно влияет на активность некоторых абонентов, подтвердил и гендиректор "Билайна" Александр Торбахов. "Мы не сильно на этом возросшем бизнесе заработали. Мы справились с нагрузкой, но все равно часть наших доходов мы потеряли - это и роуминг, и часть клиентов, активность которых (с точки зрения использования мобильной связи - прим. ТАСС) была связана только с работой, прекратили на какое-то время использование", - объяснил он.

Тем не менее, заметил Торбахов, весь этот кризис может оказаться полезен в том смысле, что изменит привычки абонентов в лучшую сторону. "Мы многому научились, и наши клиенты тоже сделали шаг вперед в пользовании интернетом и связью. В общем для людей это все больше и больше становится нормой жизни, что, наверное, хорошо", - резюмировал он.

Глава Tele2 Сергей Эмдин при этом обратил внимание на то, что кризис приблизил ожидания рынка относительно новых моделей потребления. "Все тренды, которые мы рисовали до пандемии, случились на 2-4 года раньше, поэтому то, о чем мы мечтали, уже произошло или произойдет в ближайшее время", - рассказал он. И если в краткосрочной перспективе операторы связи теряют доходы от такой резкой смены потребительских привычек, то в среднесрочной и долгосрочной перспективе отрасль в итоге выиграет, уверен Эмдин.