МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. "Российские железные дороги" (РЖД) восстановили практически 90% поездов, отмененных ранее из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Об этом сообщил гендиректор РЖД Олег Белозеров в интервью Наиле Аскер-заде на телеканале "Россия-24".
"Экономика исправляется, пассажиры поехали. Мы восстановили практически 90% поездов. Соответственно четко реагируем на заказ субъектов Российской Федерации: нужно меньше - значит меньше, нужно больше - [значит] больше. Все люди перевозятся в соответствии с требованиями, поэтому смотрим как всегда с оптимизмом. Жить нужно в то время, в которое живем, и справляться со всеми проблемами", - сказал он.
РЖД на фоне пандемии были вынуждены отменить некоторые поезда дальнего следования и сократить частоту курсирования по части маршрутов. Со снятием ограничений в регионах РФ происходило постепенное восстановление пассажирского сообщения.
Перевозки пассажиров по сети РЖД в сентябре 2020 года составили 88,2 млн человек, что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошедшего года, сообщили в компании.
В пригородном сообщении отправлено 81,5 млн пассажиров (-14,3%), в дальнем следовании - 6,7 млн человек (- 32%).
При этом в январе - сентябре 2020 года отправлено 639 млн пассажиров (-28,7% к январю - сентябрю 2019 года), из них в дальнем следовании - 52,4 млн пассажиров (-42%), в пригородном сообщении - 586,6 млн (-27,3%).
Пассажирооборот в сентябре составил 8,2 млрд пасс-км, что на 32,2 % меньше, чем за аналогичный период 2019 года. В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот составил 2,6 млрд пасс-км (-18,2%), в дальнем следовании - 5,6 млрд пасс-км (- 37,1%).
Пассажирооборот на сети РЖД с начала года снизился на 41,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 60,8 млрд пасс-км, в том числе в пригородном сообщении пассажирооборот составил 18,5 млрд пасс-км (- 28,4%), в дальнем следовании - 42,3 млрд пасс-км (- 46,3%).
Снижение объема перевозок
Белозеров сообщил, что РЖД не исключают, что снижение погрузки на сети к концу 2020 года составит менее 3,5%.
"Сейчас мы для себя прогнозируем снижение объема перевозок по итогам года по грузам 3,5% - такую задачу сами себе поставили. Но даже, я думаю, что мы ее сможем немножко перевыполнить", - сказал он.
РЖД ожидают снижения погрузки по итогам 2020 года на 3,5%, хотя ранее прогнозировали падение на 5%, говорилось в презентации заместителя генерального директора компании Алексея Шило. Вместе с тем рост погрузки по итогам 2021 года составит 2,6% относительно показателей 2020 года, хотя ранее РЖД прогнозировали рост на 2,8%. В абсолютном выражении погрузка достигнет 1,265 млрд тонн - на 31,5 млн тонн больше, чем по итогам 2020 года, считают в компании.
Погрузка на сети РЖД в сентябре составила 105,2 млн т, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период прошедшего года, ранее сообщила компания. Погрузка за январь - сентябрь, по оперативным данным, составила 922,1 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем годом ранее.
Грузооборот за сентябрь снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,5% и составил 211,8 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 0,5% и составил 267,8 млрд тонно-км.
Рост в январе - сентябре наблюдается в погрузке кокса, железной руды, химических и минеральных удобрений, зерна, строительных грузов, цветной руды. Снижение зафиксировано в погрузке каменного угля, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, цемента, лесных грузов, химикатов и соды, а также промышленного сырья и формовочных материалов. Грузооборот с начала составил 1876,6 млрд тарифных тонно-км (-3,6%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 2377,4 млрд тонно-км (-3,9%).
Вторая волна коронавируса
Белозеров отметил, что РЖД готовы к любому развитию событий, в том числе к началу второй волны коронавируса.
"У нас есть несколько вариантов развития событий, и самое главное, что мы готовы к любому развитию алгоритма событий, - сказал он. - Мы знаем, как сделать в части финансовых средств отложенные платежи, как сманеврировать в финансовой части и защитить сотрудников в части исполнения коллективного договора, все наши обязательства будут выполнены".
ВСМ Москва - Петербург
Белозеров сообщил, что экономический эффект от реализации проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург составит более 8 трлн рублей при затратах в 1,6-1,7 трлн рублей.
"Вложения в ВСМ [составляют] в 1,6-1,7 трлн рублей. Эффект, который мы должны получить от этой дороги, более 8 трлн [рублей], - сказал он. - Это и 250 тыс. рабочих мест, налоги, дополнительные перевозки".
Непосредственная реализация проекта ВСМ Москва - Санкт-Петербург, как планируется, начнется в 2022 году, на данный момент РЖД ведут проектирование, сообщал журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих.
Минтранс рассчитывает, что первый поезд проедет по ВСМ Москва - Санкт-Петербург в декабре 2026 года, рассказывал в интервью ТАСС замглавы министерства Владимир Токарев. По его словам, проект является экономически эффективным. Операционная безубыточность может быть достигнута за первый полный год эксплуатации - в 2027 году, а чистую прибыль магистраль начнет приносить на пятый год эксплуатации - в 2031 году. Стоимость магистрали предварительно оценивается в 1,7 трлн рублей, отмечал он.