Все новости
Энциклопедия

Армстронг, Луи

Происхождение, образование, начало карьеры
Луи Армстронг родился 4 августа 1901 г. в неблагополучном районе Нового Орлеана (штат Луизиана, США). Отец ушел из семьи почти сразу после его рождения, и до пяти лет его воспитанием занималась бабушка. Из-за нехватки денег в семье ему пришлось бросить школу и работать разносчиком газет, доставщиком угля и пр. В это же время он увлекся музыкой, присоединился к квартету мальчиков, которые зарабатывали на жизнь пением на улице (из-за того, что он складывал монеты в рот, Армстронг получил прозвище "Сэтчмо" - Satchmo, от Satchelmouth, "рот-сумка"). На заработанные деньги он купил свой первый музыкальный инструмент - корнет (духовой инструмент с пистонами с более широкой и короткой трубкой, чем у обычной трубы). В 1912 г. он был отправлен в приют для афроамериканцев-беспризорников. Там он вскоре стал лидером духового оркестра приюта. Вскоре он познакомился со многими новоорлеанскими джазменами. Под руководством одного их них - Джозефа "Кинга" Оливера - Армстронг выучился играть по нотам и получил необходимую игровую практику. В 1918 г. он много гастролировал с оркестрами на речных судах, курсирующих по Миссисипи, и стал одним из самых востребованных корнетистов города. Музыкант позднее описывал это время как "обучение в университете".
В 1922 г. Оливер пригласил Армстронга в свой оркестр в Чикаго, где они стали популярны благодаря виртуозному дуэту на корнетах, а в 1923 г. начали записывать совместные пластинки.
"Горячая пятерка"
В 1925 г. Армстронг собрал собственный оркестр под названием "Горячая пятерка" (Hot Five; затем Hot Seven - "горячая семерка"). Записанные им в 1925-1928 гг. композиции, где впервые ведущая роль в ансамбле отводилась сольным импровизациям на трубе, оказали огромное влияние на развитие джаза. Новаторский вокальный стиль Армстронга, впоследствии получивший название "скэт" (вокальная импровизация бессвязных слогов и фраз, имитирующая звучание музыкального инструмента; впервые был использован в композиции Heebie Jeebies), стал классическим джазовым приемом, которому в настоящее время обучают в музыкальных учебных заведениях. Среди наиболее известных композиций того периода - Hotter Than That и West End Blues, а духовое соло из Potato Head Blues и сейчас остается одним из самых узнаваемых в мире джаза.
К концу 1920-х гг. Луи Армстронг и его оркестр приехали в Нью-Йорк, где они начали выступать на Бродвее в популярном в те годы мюзикле "Горячий шоколад". Его пластинки занимали высокие места в чартах различных радиостанций в США.
Мировая звезда
В послевоенные 1940-е гг. на фоне возникновения новых музыкальных стилей и упадка интереса к классическому джазу 1920-х гг. Армстронг сосредоточился на развитии вокальной составляющей своих выступлений. В 1947 г. он создал небольшую группу Louis Armstrong and His All Stars. В 1950-х гг. этот коллектив стал одним из лидеров в мировой джазовой музыке. Они регулярно совершали турне по Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, за что Армстронга в шутку прозвали "посол Сэтч", активно сотрудничали с симфоническими оркестрами, известными музыкантами, среди которых были Дюк Эллингтон, Сай Оливер, Оскар Питерсон, Билли Холидэй и Элла Фитцджеральд.
Одной из самых популярных композиций в исполнении Армстронга стала Hello, Dolly! для одноименного мюзикла Джерри Хермана. В мае 1964 г. песня заняла первое место в авторитетном хит-параде Billboard Hot 100, в том же году она вошла в одноименный альбом, ставший самой коммерчески успешной пластинкой исполнителя. В 1965 г. Hello, Dolly! стала песней года в США, а Армстронг получил "Грэмми" за лучшее мужское вокальное исполнение. Композиция стала популярным джазовым стандартом (сочинение, входящее в общеизвестный джазовый репертуар), многократно исполнялась такими выдающимися исполнителями, как Фрэнк Синатра, Элла Фитцджеральд и Муслим Магомаев, и была введена в Зал славы "Грэмми" (2001). Еще одной песней в исполнении Луи Армстронга, получившей всемирную любовь слушателей, стала композиция 1967 г. What a Wonderful World! ("Как прекрасен мир!"). Она была также введена в Зал славы "Грэмми" (1999).
В 1950-1960-е гг. Луи Армстронг был званным гостем на джазовых фестивалях в Монтерее, Ницце, Ньюпорте и др. Кроме того, он вел собственную радиопередачу, регулярно снимался в кино (на его счету более 30 картин, в большинстве из них он играл самого себя), написал две автобиографические книги - "Свинг - это музыка" (Swing That Music; 1936) и "Сэтчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (Satchmo. My Life in New Orleans; 1954).
Личные сведения, кончина
Луи Армстронг был четырежды женат. Впервые - на Дейзи Паркер (1919-1923), его второй супругой была Лил Хардин (1924-1938), третьей - Альфа Смит (1938-1942). С 1942 г. его женой была Люсиль Уилсон.
Многолетняя изматывающая гастрольная деятельность сказалась на состоянии здоровья Армстронга (первый сердечный приступ он перенес еще в 1959 г.).
6 июля 1971 г. Луи Армстронг скончался. Причиной смерти была названа сердечная недостаточность, приведшая к отказу почек. Похороны музыканта транслировались в прямом эфире по многим телеканалам США и других стран. Он был погребен на кладбище Флашинг в районе Куинс в Нью-Йорке.
Наследие, признание
При жизни Луи Армстронга было выпущено более 30 альбомов. Еще несколько десятков сборников были изданы посмертно.
В 1960 г. музыкант был удостоен именной звезды на "Аллее славы" в Голливуде. В 1972 г. американская Академия искусства и науки звукозаписи наградила Луи Армстронга премией "за прижизненные достижения" (Grammy Lifetime Achievement Award; посмертно). В 2001 г., в год столетия со дня рождения музыканта, его именем был назван главный аэропорт Нового Орлеана. В 2002 г. его пластинки с оркестрами Hot Five и Hot Seven (1925-1928) были сохранены в Национальном реестре записей США.
В 1977 г. дом в Куинсе, в котором Армстронг прожил 28 лет, был объявлен Национальным историческим памятником, а с 2003 г. он является домом-музеем.
О нем написаны многочисленные биографические книги, сняты документальные ленты.
Харизма Луи Армстронга, его уникальный глубокий хриплый голос, мастерство скэт-исполнения, сценический образ и виртуозная игра на трубе способствовали популяризации джаза в мире. Современники называли Армстронга "величайшим в мире трубачом", который возродил в них "любовь к собственной культуре". Дюк Эллингтон считал Армстронга "воплощением джаза", другой выдающийся исполнитель XX в. Бинг Кросби - "началом и концом музыки в Америке".

{{filterList[filterType]}}