Родился 30 ноября 1937 г. в Новосибирске.
В 1945-1955 гг. получал первоначальное музыкальное образование в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства им. В. С. Попова).
В 1955 г. Эдуард Артемьев поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, учился по классу композиции народного артиста СССР Юрия Шапорина. В студенческие годы написал фортепианные сочинения "Пасторальная сонатина" (1956) и "Четыре прелюдии" (1958), "Поэму" для двух скрипок, альта и виолончели (1956), ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1959). В 1960 г. окончил МГК.
Электронная музыка
В 1960 г. Эдуард Артемьев познакомился с инженером Евгением Мурзиным - создателем первого в мире фотоэлектросинтезатора АНС ("Александр Николаевич Скрябин", в честь русского композитора и пианиста). В 1961-1963 гг. Артемьев работал под руководством Мурзина в должности старшего инженера в лаборатории исследования звука одного из московских военных научно-исследовательских институтов. Занимался изучением радиоэлектроники, осваивал возможности АНС по генерации звука. Впоследствии принимал участие в деятельности Московской экспериментальной студии электронной музыки.
В начале 1960-х гг. Эдуард Артемьев стал одним из первых отечественных композиторов, работающих в жанре электронной музыки.
В 1961 г. вместе со Станиславом Крейчи он записал на АНС звуковое сопровождение для полиэкранного фильма "В космос!", специальный показ которого состоялся в рамках советской промышленной выставки в Лондоне (Великобритания). В том же году создал электронное сочинение "Звездный ноктюрн", за которым в 1964 г. последовали выдержанные в схожей стилистике "Концертный вальс" и "Этюд".
В 1967 г. Эдуард Артемьев представил музыкальную композицию "Мозаика", ставшую примером авангардной электронно-сонорной техники.
В 1969 г. композитор создал "Двенадцать взглядов на мир звука" - серию акустических вариаций на один тембр.
Для его творчества 1970-х гг. характерен синтез сонорного и неоромантического стилей, а также элементов рок-музыки. Среди сочинений этого периода: "Семь врат в мир Сатори" (1974), "Ноосфера" (1975), "Картины-настроения" (1976-1983), "Мираж" (1978).
В 1980 г. к церемонии открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве Эдуард Артемьев написал кантату "Ода доброму вестнику". Все ее семь частей созданы в разных жанрах электронной музыки.
В 1989 г. международную известность получила его композиция "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Великой французской революции для фестиваля электронной музыки в Бурже (Франция).
Музыка для театра
В 1960-1990-х гг. Эдуард Артемьев написал музыку к более чем тридцати постановкам для Театра им. Моссовета, Государственного академического Малого театра, Московского академического театра сатиры, Московского драматического театра на Малой Бронной и др.
Композитор около тридцати лет работал над рок-оперой "Преступление и наказание". Ее премьера состоялась в 2016 г. в Московском театре мюзикла, режиссером-постановщиком стал народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
Музыка для кино
В 1963 г. Эдуард Артемьев записал на АНС по предложению композитора Вано Мурадели звукошумовые эпизоды к научно-фантастическому фильму "Мечте навстречу", поставленному Михаилом Карюковым и Отаром Коберидзе.
В 1971 г. написал музыку для дипломной работы выпускника режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова) Никиты Михалкова - короткометражного фильма "Спокойный день в конце войны". В дальнейшем Эдуард Артемьев стал автором музыкальных тем ко многим фильмам режиссера. В их числе: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Сибирский цирюльник" (1998), "Двенадцать" (2007), "Солнечный удар" (2014).
В 1972 г. на экраны вышла фантастическая драма Андрея Тарковского "Солярис", снятая по роману Станислава Лема. Следуя пожеланиям режиссера, Артемьев создал специфическую звукошумовую палитру, передающую напряженную атмосферу фильма. Впоследствии он выступил автором звукового оформления следующих картин Тарковского - "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979).
Эдуард Артемьев также создал музыкальное оформление нескольких фильмов Андрея Кончаловского. Среди них "Сибириада" (1979), "Гомер и Эдди" (1988), "Одиссея" (1997), "Дом дураков" (2002), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др.
Композитор сотрудничал с режиссерами Владимиром Фокиным (1979, фильм "Сыщик"; 1981, "Александр Маленький"; 1984, "ТАСС уполномочен заявить"), Вадимом Абдрашитовым (1980, "Охота на лис"; 1982, "Остановился поезд"), Александром Прошкиным (1980, "Частное лицо"; 2006, "Доктор Живаго", 2011, "Искупление" и др.), Кареном Шахназаровым (1986, "Курьер"; 1988, "Город Зеро"), Павлом Чухраем (2004, "Водитель для Веры").
В общей сложности Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 170 российским и зарубежным художественным, документальным и мультипликационным фильмам.
В 2014 г. в ходе церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи прозвучала музыкальная тема Эдуарда Артемьева к фильму "Сибириада", в ходе церемонии закрытия - к фильмам "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Сталкер".
Преподавательская деятельность
В 1964-1975 гг. Эдуард Артемьев работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Московском государственном институте культуры, впоследствии читал лекции для студентов Московской государственной консерватории, проводил мастер-классы.
Общественная деятельность
Эдуард Артемьев был сопредседателем совета Российского музыкального союза, членом советов Союза композиторов России и Российского союза правообладателей.
Являлся членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Входил в попечительский совет Национального фонда поддержки правообладателей.
Являлся почетным президентом совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
Звания, награды
Герой Труда РФ (2022).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985). Народный артист РФ (1999).
Эдуард Артемьев был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2013) и Александра Невского (2018).
Удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за 1988 г.
Четырехкратный лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства - за 1993, 1995, 1999 и 2016 гг.
Лауреат кинопремии "Ника" в номинации "За лучшую музыку к фильму" (1995, "Лимита"; 2004, "Водитель для Веры"; 2008, "Двенадцать"; 2017, "Герой"). Обладатель кинопремии "Золотой орел" в категории "За лучшую музыку к фильму" (2007, "Доктор Живаго"; 2008, "Двенадцать"; 2012, "Дом"; 2014, "Легенда №17"; 2015, "Солнечный удар").
Обладатель театральной премии "Золотая маска" в номинации "Работа композитора в музыкальном театре" (2017, "Преступление и наказание").
Обладатель призов Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2001, 2022).
Кончина
29 декабря 2022 г. стало известно, что Эдуард Артемьев скончался на 86-м году жизни.
Фильмы и книга об Эдуарде Артемьеве
Жизни и творчеству композитора посвящены документальные фильмы "Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире" (2012, режиссер Олеся Фокина) и "Артемьев" (2017, Дарья Былинушкина), а также книга "Вселенная Эдуарда Артемьева" (2006, автор Татьяна Егорова).