Происхождение и образование
Питер Брук родился 21 марта 1925 г. в Лондоне в небогатой еврейской семье (был вторым сыном). Родители, бывшие российские подданные, жили в Великобритании с 1914 г., между собой говорили по-русски, с детьми - по-английски. Отец был инженером-электриком.
Питер Брук увлекся театром и кинематографом еще в детстве, в 10 лет поставил для семьи кукольный спектакль по трагедии Шекспира "Гамлет". В 1945 г. окончил лингвистический факультет Оксфордского университета, изучал русский язык. Во время учебы принимал активное участие в деятельности студенческого театра.
Начало режиссерской карьеры
На большой сцене в качестве театрального режиссера Питер Брук дебютировал в 1943 г., поставив в лондонском театре "Факел" пьесу Кристофера Марло "Доктор Фауст". Его следующий спектакль - по пьесе Жана Кокто "Адская машина" (1945; театр "Шантеклер") - заинтересовал известного в то время театрального режиссера Бэрри Джексона. По его предложению Брук в Бирмингемском репертуарном театре осуществил постановку пьесы Бернарда Шоу "Человек и сверхчеловек", которая считается одной из самых сложных для воплощения на сцене (главную роль сыграл начинающий актер Пол Скофилд). После успеха спектакля Джексон пригласил Брука и Скофилда в Королевский Шекспировский театр (Стратфорд-на-Эйвоне; графство Уорикшир). Оба получили широкую известность, создав на его сцене ряд спектаклей по произведениям Шекспира.
Впоследствии Брук сотрудничал с труппами многих театров, в т. ч. расположенных в известном театральном районе Лондона Вест-Энд, и Королевской оперы (Ковент-Гарден). Также ставил спектакли за границей (в Бельгии, США, Франции и др.).
Творчество
Питер Брук был известен нестандартным подходом к режиссуре. Уже в 1947 г. в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта" он незадолго до премьеры удалил со сцены большую часть декораций, в связи с чем постановка вызвала споры среди критиков.
Брук никогда не следовал какой-либо теории, он сочетал приемы и методы, разработанные многими деятелями культуры и искусства, и обогащал их собственными находками. Например, он считал, что театральный актер должен виртуозно владеть своим телом (это требование выдвигают сторонники школы советского режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда и польского теоретика театра и режиссера Ежи Гротовского); размышлять над ролью (немецкий драматург Бертольд Брехт); эмоционально погружаться в нее (советский режиссер и педагог Константин Станиславский). По словам Брука, необходимы долгие репетиции, "в процессе которых режиссер не подавляет актеров, а позволяет проявиться их личностям наиболее полноценно". Он поощрял импровизации, адаптировал свои спектакли для разных аудиторий.
В начале 1960-х гг. Брук заинтересовался трудами французского драматурга и актера Антонена Арто о так называемом театре жестокости. Согласно этой концепции, спектакль должен производить на публику шоковый эффект, разрушать стереотипы и в итоге заставлять зрителей сопереживать и приводить их в состояние "духовного очищения" (катарсис).
В числе знаменитых постановок Брука трагедия Шекспира "Король Лир" (1962), в оформлении которой он использовал холсты и панели мрачных тонов, гранитный трон без украшений и яркое освещение. В результате, по оценке критиков, одновременно создавалось ощущение безысходности и надежды. Одним из самых известных спектаклей Брука является "Марат/Сад" (1964) по пьесе немецкого писателя Петера Вайса, посвященной убийству одного из лидеров Великой французской революции Жан-Поля Марата (критики считают постановку Брука этого произведения самой успешной). После премьеры в Лондоне Брук гастролировал со спектаклем в США на Бродвее. По его словам, тогда в нарушение табу впервые в истории бродвейских театров на сцену вышел обнаженный человек. Спектакль имел громкий успех, был показан 145 раз и удостоен американской премии "Тони" в номинации "лучшая пьеса" (1966).
В 1968 г. в престижном лондонском зале "Раундхаус" Брук представил экспериментальный спектакль по мотивам шекспировской "Бури" с актерами из разных стран.
Событием в мировой театральной жизни стала постановка комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1970). В ней было множество зрелищных эффектов и элементов из представлений уличных театров, в т. ч. итальянской комедии дель арте. Актеры в ярких костюмах исполняли цирковые трюки с лестницами и трапециями. Постановка также была отмечена премией "Тони" (1971).
В 1970 г. Брук основал в Париже Международный центр театральных исследований (под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра). Набрав интернациональную труппу, режиссер стремился возродить и соединить традиции европейских и восточных народных театров. Театр много гастролировал по всему миру, включая страны Азии и Африки. Нередко спектакли демонстрировались на развалинах древних городов, на базарных площадях, в рабочих клубах и др. В числе самых известных постановок Центра камерная версия оперы Жоржа Бизе "Кармен", чеховская пьеса "Вишневый сад", спектакль по древнеиндийскому эпосу "Махабхарата" (в 1984 г. было создано масштабное действо, которое шло 11 часов в течение двух дней; в 2015 г. - лаконичная версия "Поле битвы", с четырьмя актерами и музыкантом-тамбуристом, длившаяся чуть более часа).
Всего на различных театральных сценах Питер Брук поставил свыше 50 спектаклей. В числе последних крупных работ - притча "Узник" (премьера прошла в марте 2018 г. в парижском театре "Буфф дю Нор"). Это философское размышление о совести, внутренней свободе и наказании за преступление. В основу пьесы легли события, свидетелем которых режиссер был во время поездки в Афганистан в 1980-х гг. В июне 2019 г. в том же театре впервые был показан спектакль Why?, посвященный Всеволоду Мейерхольду.
Среди оперных постановок Брука "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Богема" Джакомо Пуччини, "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта. В качестве кинорежиссера он снял 14 фильмов, большинство из них - экранизации спектаклей, в т. ч. для телевидения. Для некоторых Брук сам писал сценарии.
Помимо Пола Скофилда, сыгравшего практически во всех шекспировских пьесах главных героев, с Питером Бруком на сцене и съемочной площадке работали такие звезды, как Джон Гилгуд, Лоуренс Оливье, Вивьен Ли, Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни.
Личные сведения
В 1955 г. Питер Брук одним из первых западных театральных деятелей посетил СССР. Тогда он привез в Москву постановку "Гамлет". Во время этой поездки он познакомился с режиссером Валентином Плучеком (1909-2002), выяснилось, что они - двоюродные братья. Впоследствии они часто встречались, в т. ч. во время фестивалей в разных странах.
Брук еще не раз приезжал в нашу страну. Так, в 1964 г. в Москве он представил спектакль "Король Лир", а в 1989 г. в Москве, Ленинграде и Тбилиси - "Вишневый сад".
В России его спектакли неоднократно демонстрировались в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова, в т. ч. в мае 2017 г. ("Поле битвы"). В 2019 г. в Петербурге и Москве во время международного театрального фестиваля "Радуга" и фестиваля NET (Новый европейский театр) были показаны "Узник" и Why?.
В 1951 г. Брук женился на британской актрисе Наташе Пэрри (1930-2015). Их дочь Ирина Брук (1962) - актриса, режиссер и продюсер, сын Симон Брук (1966) - режиссер-документалист.
Питер Брук умер 3 июля 2022 г. в Париже, где постоянно жил с 1974 г.
Признание, книги
Питер Брук был лауреатом многих международных и национальных театральных наград. Так, в мае 1988 г. в Москве ему была вручена премия Союза театральных деятелей СССР за выдающиеся заслуги в области театрального искусства. Он стал ее первым лауреатом. В 1989 г. получил Европейскую театральную премию. Также был отмечен орденами Британской империи (1965) и Почетного легиона (Франция, 2013).
Являлся автором книг о театре и режиссуре "Пустое пространство" (1968), "Блуждающая точка" (1987), "Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре" (1993), мемуаров "Нити времени" (1998).
Энциклопедия
Брук, Питер
{{filterList[filterType]}}