Анатолий Григорьевич Брунов родился 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1905 г. в пос. Обухово Московской губернии Российской империи (ныне в составе Ногинского района Московской обл.) в семье продавца местной льнопрядильной фабрики.
В 1918 г. после окончания начальной школы Анатолий Брунов поступил учеником на обуховскую льнопрядильную фабрику. Одновременно учился в вечерней школе. В 1920 г. был направлен на учебу в 1-й Московский механико-электрический техникум им. М. В. Ломоносова. В 1922 г. техникум был преобразован в Московский механико-электротехнический институт им. М. В. Ломоносова (ныне Московский политехнический университет), Брунова приняли на рабочий факультет. В 1930 г. он окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Н. Э. Баумана (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана).
В 1929 г., еще будучи студентом, Брунов начал работать инженером-конструктором в конструкторском бюро (КБ) Николая Поликарпова на Государственном авиационном заводе №25 в Москве. В 1930 г. бюро перевели на Московский авиазавод №39 им. В. Р. Менжинского.
В 1937 г. Брунов занял пост заместителя главного конструктора на заводе №301 в подмосковных Химках. С 1939 г. работал в КБ на Государственном авиационном заводе №1 (ГАЗ №1, ныне в составе АО "Дукс", Москва) помощником главного конструктора (этот пост занимал Николай Поликарпов). В декабре 1939 г. из состава КБ завода был выделен Опытный конструкторский отдел (ОКО) под руководством Артема Микояна, куда вскоре был зачислен ведущим инженером Анатолий Брунов. В этой должности он принимал участие испытаниях скоростного поршневого истребителя МиГ-1 (первый полет в 1940 г.), затем в разработке истребителя МиГ-3 (1940) и опытного двухмоторного истребителя МиГ-5 (1941).
После возвращения ОКО из эвакуации в столицу весной 1942 г. на основе отдела был создан опытный завод №155 (ОКБ-155, ныне ОКБ им. А. И. Микояна в составе АО "РСК "Миг" "Объединенной авиастроительной корпорации", ОАК). Директором и главным конструктором оставался Артем Микоян, в 1945 г. Анатолий Брунов занял пост его заместителя. Под руководством Брунова был разработан и запущен в серийное производство первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9 (1946). Следующим самолетом, разработку которого возглавлял Брунов, стал истребитель МиГ-15 (1947), вошедший в историю авиации как самый массовый реактивный боевой самолет. Также Анатолий Брунов курировал проектирование, постройку, испытания и доводку МиГ-17 (1950; первый советский серийный истребитель, достигавший скорости звука), МиГ-19 (1952; первый советский серийный сверхзвуковой истребитель) и МиГ-21 (1959; самый массовый истребитель третьего поколения). С марта 1957 г. Брунов являлся главным конструктором ОКБ-155 по самолетам-истребителям.
В 1966 г. авиаконструктор вышел на пенсию.
Анатолий Брунов скончался 18 октября 1972 г. в Москве в возрасте 66 лет. Похоронен на Введенском кладбище столицы.
Герой Социалистического Труда (1957, почетное звание присвоено "за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм"). Лауреат Ленинской премии (1957, за создание истребителя Миг-21), Сталинских премий I (1952, за создание истребителя Миг-17) и II степеней (1949, 1950). Был награжден орденами Ленина (1957), Трудового Красного Знамени (1941), Красной Звезды (1945), медалями.
Энциклопедия
Брунов, Анатолий Григорьевич
{{filterList[filterType]}}