Все новости
Энциклопедия

Брюллов, Карл Павлович

Карл Павлович Брюллов (до 1822 г. - Брюлло) родился 23 декабря (12 декабря по старому стилю) 1799 г. в Санкт-Петербурге в протестантской семье французского происхождения, в 1773 г. переселившейся в Россию из Германии. Отец - скульптор Павел Иванович Брюлло (1758-1833) - был академиком в Императорской Академии художеств, старший брат Александр (1798-1877) стал архитектором и акварелистом.
Карл Брюллов получил начальное художественное образование у отца. В возрасте десяти лет он поступил в петербургскую Академию художеств, которую окончил с золотой медалью в 1821 г. Его наставниками были художники Алексей Егоров (1776-1851) и Андрей Иванов (1775-1848). В 1822 г. Карл Брюллов вместе с братом отправился учиться в Германию и Северную Италию. В 1823-1835 гг. он жил в Риме, где изучал античную скульптуру, творчество Микеланджело и Рафаэля. Там же он создал свои первые портретные работы, а также исторические и мифологические композиции, сочетающие академический классицизм с романтическими мотивами ("Вирсавия", "Итальянский полдень"). Первым крупным успехом живописца стал конный портрет "Всадница" (1832). Итальянские критики сравнивали его с работами Рубенса, отмечая "свободу, смелость и легкость исполнения".
Наиболее известное полотно художника - "Последний день Помпеи" (1830-1833), написанное по заказу мецената Акинфия Демидова. Эта картина, высоко оцененная критиками, принесла ему международную известность. После ее показа итальянской публике осенью 1833 г. Брюллов был принят в художественные академии Болоньи, Пармы и Флоренции, а также в римскую Академию св. Луки. В России за эту работу он был удостоен ордена св. Анны III степени и звания почетного вольного общника петербургской Академии художеств (1834).
В 1835-1836 гг. Карл Брюллов путешествовал по Греции и Турции, где работал над акварельными пейзажами и портретами. Вернувшись в Петербург, живописец преподавал в Академии художеств. В 1839 г. по просьбе Академии он приступил к работе над крупным историческим полотном "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.", однако картина осталась неоконченной. После этого художник занимался в основном портретной живописью, в числе самых известных работ в этом жанре - портреты баснописца Ивана Крылова, поэта Василия Жуковского и литератора Нестора Кукольника (всего - свыше 400 картин). Параллельно, в 1843-1847 гг., он расписывал плафон Исаакиевского собора в Петербурге, но вынужден был оставить эту работу из-за ухудшения здоровья.
В 1848 г. Брюллов создал свой знаменитый автопортрет, по признанию современников, "в приступе острой меланхолии". В следующем году по совету врачей художник выехал на лечение на о. Мадейра (Португалия). Оттуда он в 1850 г. перебрался в Рим и больше не возвращался в Россию. Его поздние картины и наброски, по оценкам искусствоведов, отмечены тонким психологизмом и пессимизмом. Последними работами Брюллова стали портреты археолога Микеланджело Ланчи и Джульетты Титтони, дочери итальянского политика Анджело Титтони (1851), а также эскиз неоконченного монументального полотна "Всеразрушающее время" (1850-1852), предвосхищавшего европейский символизм.
Карл Брюллов скончался 23 (11 июня по старому стилю) 1852 г. в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. Похоронен на протестантском кладбище Монте-Тестаччо в Риме.
Самыми известными учениками Брюллова в петербургский период стали украинский поэт, живописец и график Тарас Шевченко (1814-1861) и российский рисовальщик Александр Агин (1817-1875).
Долгие годы художника связывали близкие отношения с графиней Юлией Самойловой, с которой он познакомился в 1827 г. в Риме. В 1839 г. он заключил брак с дочерью рижского бургомистра Эмилией Тимм, однако уже спустя месяц супруги расстались (бракоразводный процесс продолжался до 1841 г.).
Имя Карла Брюллова носит улица в Москве. В 2013 г. в муниципальном парке г. Фуншал (о. Мадейра) был установлен бронзовый бюст художника.

{{filterList[filterType]}}