Происхождение и образование
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 г. в г. Сувалки (северо-восток Польши). Его мать была школьной учительницей, отец - офицер конной артиллерии - в 1940 г. был расстрелян в Катынском лесу (по другим сведениям, в лагере под Харьковом). Во время фашистской оккупации Польши Анджей Вайда был связным Армии Крайовой, националистической организации, действующей в составе польского Сопротивления (подчинялась польскому правительству в Лондоне, в ходе ряда операций взаимодействовала с советскими партизанскими отрядами и Красной Армией).
В 1946 г. он поступил сначала в Академию изобразительных искусств в Кракове, затем перешел на режиссерский факультет Лодзинской киношколы, которую окончил в 1953 г. (диплом защитил лишь в 1960 г.). Во время учебы работал ассистентом режиссера и вторым режиссером, снял несколько короткометражных фильмов.
Кино
Его первый полнометражный фильм, "Поколение", вышел на экраны в 1955 г. Эта картина, рассказывающая об антифашистском подполье, по мнению критиков, положила начало Польской школе кино - неформальному объединению польских кинематографистов, фильмы которых были посвящены анализу роли Польши и Армии Крайовой во Второй мировой войне. В 1957 г. Вайда снял фильм "Канал", в котором повествуется о трагической судьбе группы бойцов Армии Крайовой во время Варшавского восстания 1944 г. Эта лента принесла ему специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. В 1958 г. вышла еще одна военная драма - "Пепел и алмаз" (снята по мотивам повести Ежи Анджеевского). Действие в ней происходит в мае 1945 г., когда Польша находилась на грани гражданского противостояния – бывшие бойцы Армии Крайовой образовали подпольные ячейки, объявившие своей целью борьбу с коммунистами. К такой организации принадлежал герой фильма — Мацек Хелмицкий, блистательно сыгранный Збигневом Цибульским он стал одним из ярчайших образов послевоенного поколения "потерянных душ". В 1959 г. фильм был показан вне конкурсной программы Венецианского кинофестиваля и получил награду Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Сегодня эту картину о внутренней борьбе, о поисках правды и своего места в жизни называют лучшим фильмом Вайды.
К военной теме режиссер возвращался еще не раз - "Летящая" (1959), "Самсон" (1961), "Пейзаж после битвы" (1970), "Корчак" (1990), "Страстная неделя" (1995). Известность получили и фильмы, сняты в других жанрах. Среди них мелодрама "Невинные чародеи" (1960), драмы "Все на продажу" (1968), "Березняк" (1970), "Земля обетованная" (1974) и "Барышни из Вилько" (1979), комедия "Охота на мух" (1969). Особое место в его творчестве занимали экранизации литературной классики как польской, так и мировой. В их числе "Сибирская леди Макбет" (1961), снятая по мотивам повести "Леди Макбет Мценского уезда" Николая Лескова, "Пилат и другие" (1971) по "Мастеру и Маргарите" Михаила Булгакова, "Бесы" (1987) и "Настасья" (1994) по мотивам романов "Бесы" и "Идиот" Федора Достоевского, "Теневая черта" по повести Джозефа Конрада. В 1998 г. он экранизировал эпическую поэму Адама Мицкевича о Польше времен наполеоновских войн "Пан Тадеуш". Эту работу режиссер называл своим главным произведением.
В середине 1970-х - начале 1980-х гг. на экраны вышли его фильмы, снятые в жанре социальной и политической драмы. Картина 1976 г. "Человек из мрамора" считается произведением, которое дало толчок к формированию такого направления как "кино морального беспокойства" (в фильмах показывалось нарастание противоречий в обществе, осуждение государственной пропаганды, выражалась обеспокоенность тем, что идеи и лозунги правящей коммунистической партии не соотносились с действительностью). Лента рассказывает о том, как студентка киношколы в ходе съемок дипломного фильма о прославленном, но забытом ударнике коммунистического труда сталкивается с обратной стороной приглаженной действительности. В фильме 1978 г. "Без наркоза" Вайда проанализировал общество через намеренно будничный сюжет о польском журналисте-международнике, ставшем неугодным партийному начальству. В 1981 г. Вайда снял продолжение "Человека из мрамора" - "Человек из железа", в котором рассказал о подъеме польского движения "Солидарность", выступавшего с антитоталитарных и антикоммунистических позиций, в том числе и о его лидере Лехе Валенсе (Валенса сыграл самого себя). Эти картины получили множество наград, среди них приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1978 г. ("Человек из мрамора"), приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля 1979 г. ("Без наркоза") и "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля 1981 г. ("Человек из железа").
В 2007 г. на экраны вышел фильм "Катынь" о массовых расстрелах польских граждан на территории СССР в 1940 г. В 2013 г. Анджей Вайда закончил работу над художественным фильмом о бывшем президенте Польши Лехе Валенсе (1999-1995) "Валенса. Человек из надежды". В сентябре 2016 г. на кинофестивале в городе Гдыня был представлен "Послеобраз", рассказывающий о последних годах жизни художника Владислава Стржеминского - пионера польского авангарда 1920-1930 гг. Вайда получил специальную награду жюри этого смотра за свою работу, ставшую последней в его карьере. Всего Анджей Вайда снял свыше 40 художественных и телевизионных фильмов. Его ленты отличаются разнообразием стилистического решения – это и постановочные исторические картины, и аллегории, камерные психологические драмы, в фильме «Настасья» режиссер использовал стилистику театра кабуки. Во многих его фильмах снимались известные актеры из разных стран, в их числе французы Жерар Депардье, Бернар Блие, Изабель Юппер и египтянин Омар Шариф, а также россияне Сергей Гармаш, Александр Домогаров и Сергей Шакуров.
Театр
Театральный дебют Вайды в качестве режиссера состоялся в 1959 г. в Драматическом театре в Гдыне. В 1960-х гг. он работал в театрах "Атенеум" в Варшаве и "Выбжеже" в Гданьске. В 1962-1998 гг. был художественным руководителем "Старого театра" в Кракове, а в 1989-1990 гг. - варшавского театра "Повшехны". В числе его постановок "Гамлет", "Макбет" и "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Двое на качелях" Гибсона, "Антигона" Софокла, "Преступление и наказание" и "Бесы" Достоевского. Всего на его счету около 50 спектаклей.
Общественно-политическая деятельность
В 1972-1983 гг. Вайда был художественным руководителем кинообъединения "Икс". В 1977-1982 гг. он возглавлял Союз польских кинематографистов.
В 1980 г. присоединился к деятельности независимого профсоюза "Солидарность". В 1989-1991 гг. был членом Сейма (нижняя палата парламента). В 1992-1994 гг. возглавлял Совет по культуре при президенте Польши. С 2000 г. руководил Варшавской киношколой, которая носит его имя.
Награды
Анджей Вайда был удостоен множества престижных премий. В их числе европейская кинопремия "Феликс" за заслуги (1990), "Золотой лев" Венецианского международного кинофестиваля за достижения (1998). В 2000 г. он получил "Оскара" за выдающийся вклад в мировое кино, а в феврале 2006 г. - премию за вклад в кино на Берлинском международном кинофестивале. Также был отмечен государственными наградами ряда стран, включая российский орден Дружбы за вклад в развитие российско-польских отношений (2010). Был членом Британской киноакадемии с 1982 г., Европейской киноакадемии с 1988 г., Академии изящных искусств Франции с 1997 г. Являлся почетным доктором Вашингтонского и Ягеллонского университетов.
Личные сведения, кончина
Первой женой Вайды была актриса Габриэла Обремба. С ней он познакомился во время учебы в Академии художеств. Брак распался в 1959 г. Второй супругой (в 1959-1967 гг.) была художница Софья Жуховская. Третьей (в 1967-1969 гг.) стала актриса Беата Тышкевич, у них дочь Каролина (1967 г. р., по образованию биолог). С 1972 г. был женат на Кристине Захватович (театральный художник и актриса).
Анджей Вайда скончался 9 октября 2016 г. Урна с его прахом захоронена на Сальваторском кладбище в Кракове.
Энциклопедия
Вайда, Анджей
Вайда, Анджей
© EPA/JENS KALAENE{{filterList[filterType]}}