Все новости
Энциклопедия

Годар, Жан-Люк

Происхождение, образование и начало кинокарьеры
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 г. в Париже. Его отец был врачом и имел собственную клинику, мать была родом из семьи швейцарских банкиров. В середине 1930-х гг. семья переехала в Швейцарию. В 1946 г. Годар вернулся в Париж, где учился в Лицее Буффона. В этот период начал интересоваться кинематографом. В 1949 г. он поступил в Сорбонну, изучал этнологию. В студенческие годы познакомился с известным теоретиком кино Андре Базеном и кинокритиками Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом и Эриком Ромером - впоследствии режиссеры и сценаристы, вместе с которыми стал родоначальником направления во французском кино "новая волна". Под псевдонимом Ганс Лукас писал заметки о новых фильмах для "Газетт дю синема", созданной с Риветтом и Ромером. В 1952 г. стал критиком авангардного журнала "Кайе дю синема", учрежденного Базеном.
В 1954 г. Годар снял первый короткометражный фильм "Операция Бетон", основанный на автобиографических событиях (деньги для съемок заработал на строительстве дамбы в Швейцарии). Затем создал еще четыре короткометражки.
Творчество
В 1959 г. на экраны вышла первая полнометражная лента Годара - криминальная драма "На последнем дыхании" с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Съемки и монтаж картины были выполнены с нарушением существующих стандартов. В частности, была использована ручная камера, позволявшая снимать не в студии, а на улице. В результате изображение стало более динамичным, был создан эффект присутствия, многие сцены похожи на документальные. В фильме присутствуют элементы разных жанров, много отсылок к другим произведениям, в т. ч. самого Годара, звучит классическая музыка, некоторые диалоги - импровизация актеров. Центральный герой картины, бросающий вызов общепринятым представлениям о нравственности и морали, не вызывает отторжения у зрителей. Приемы Годара послужили примером для многих режиссеров, фильм стал точкой отсчета "новой французской волны". По словам историка кино Анри Ланглуа, он разделил кинематограф на два периода - "до и после Годара". На Берлинском кинофестивале 1960 г. фильм завоевал приз "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру, а в 2010 г. по версии американской ассоциации онлайн-кинокритиков занял пятое место в списке 100 лучших кинодебютов в истории.
В следующих картинах Годар исследовал проблемы милитаризма и подавления личности: "Маленький солдат" (1960; не демонстрировался до 1963 г., т. к. в нем поднималась запрещенная в то время тема - война в Алжире), "Женщина есть женщина" (1961), "Карабинеры", "Презрение" (1963), "Безумный Пьеро", "Альфавиль" (1965), "Мужское-женское" (1966).
В конце 1960-х гг., являясь одним из идейных вдохновителей студенческих выступлений 1968 г., переросших в 10-миллионную забастовку, Годар начал снимать пропагандистские фильмы, близкие к документальным и направленные на борьбу с существующей системой. В 1968 г. с Жан-Пьером Горином он создал кинематографическую "Группу Дзиги Вертова" (до 1972 г.), названную в честь советского режиссера, одного из основателей кинодокументалистики. В числе наиболее значимых лент того периода - "Китаянка"(1967), "Ветер с Востока" (1970), "Владимир и Роза" (1971). Затем режиссер вернулся к стилистике "новой волны", экспериментируя при этом с темами и формами.
Всего на его счету более 70 фильмов. В числе самых известных комедийная мелодрама "Страсть" (1982); драма по мотивам новеллы Проспера Мериме "Имя: Кармен" (1983; главный приз "Золотой лев" и специальная награда за технические достижения Венецианского фестиваля того же года); история Девы Марии, перенесенная в современность "Хвала тебе, Мария" (1984; премия международного евангелического жюри Берлинского фестиваля 1985 г.; тем не менее папа Иоанн Павел II заявил, что фильм "глубоко ранит религиозные чувства верующих"); криминальная мелодрама "Детектив" (1985).
В 2010-х гг. увлекся 3D кинематографией. В числе последних фильмов мэтра - драма "Книга образов" (2018), посвященная проблемам войны, насилия и арабского мира и получившая специальный приз жюри Каннского фестиваля в том же году.
Жан-Люк Годар почти ко всем своим фильмам сценарии писал сам, примерно в половине из них он выступал в качестве монтажера, в нескольких - как оператор, более 20 лент сам продюсировал. Кроме того, во многих картинах он исполняет какую-либо роль, в т. ч. самого себя.
В 2011 г. был отмечен премией "Оскар" за вклад в развитие в кинематографа.
Личные сведения, кончина
Жан-Люк Годар умер 13 сентября 2022 г. на 92-м году жизни (его уход из жизни был добровольным, мастер умер в своем доме в Швейцарии ).
Жан-Люк Годар был одним из самых ярких представителей "новой волны". Он не придавал значения наградам, отказывался посещать кинофестивали, не присутствовал на церемонии вручения "Оскара".
В 1961-1964 гг. был женат на актрисе датского происхождения Анне Карине, которая снялась во многих его картинах (в их числе "Маленький солдат", "Безумный Пьеро", "Альфавиль"). В 1967-1979 гг. его супругой была актриса Анна Вяземски, внучка французского писателя Франсуа Мориака (Нобелевская премия по литературе 1952 г.). С середины 1970-х гг. спутницей Годара являлась сценарист, режиссер и продюсер Анн-Мари Мьевиль, соавтор ряда его фильмов.

{{filterList[filterType]}}