Все новости
Энциклопедия

Грасс, Гюнтер

Грасс, Гюнтер
© EPA/GUNNAR ASK

Происхождение и образование
Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 г. в Вольном городе Данциге (самостоятельная территориально-политическая единица, образованная согласно Версальскому договору от 1919 г., в 1939 г. вошел в состав Германии; ныне – Гданьск, Польша). Его родители владели небольшим продовольственным магазином.
В 15 лет Гюнтер Грасс в качестве "помощника ПВО" люфтваффе (военно-воздушные силы вермахта) стал обслуживать зенитную батарею, хотел добровольцем попасть в подводный флот. Однако в конце 1944 г., сразу после своего 17-летия, он был зачислен в 10-ю танковую дивизию СС "Фрундсберг". Был ранен в апреле 1945 г., попал в американский лагерь для военнопленных, где находился до весны 1946 г.
После войны, в 1947-1948 гг., учился на каменотеса в Дюссельдорфе. В 1948-1952 гг. был студентом Дюссельдорфской академии изобразительных искусств (скульптура и живопись). Затем, в 1953-1956 гг., продолжил образование в Высшей школе изобразительных искусств в Западном Берлине. В 1956-1959 гг. жил в Париже, впоследствии вернулся в Германию.
Творчество
В 1956-1957 гг. состоялись первые выставки скульптуры и графики Грасса. Примерно в то же время были опубликованы его первые стихотворения и пьесы в жанре театра абсурда.
В 1957 г. присоединился к литературному объединению "Группа 47", члены которого пропагандировали реализм в литературе и выступали против идеализации прошлого, настоящего и будущего (действовало в 1947-1967 гг.). Среди наиболее известных писателей "Группы 47" был Генрих Бёлль.
В 1959 г. был издан роман "Жестяной барабан", впоследствии ставший самым известным произведением писателя. Благодаря ему Грасс стал первым немецким автором, получившим всемирное признание после Второй мировой войны. Стиль, в котором был написан роман, сочетает элементы сатиры, сюрреализма и гротеска. В сочетании с образным языком этот стиль стал визитной карточкой Грасса. "Жестяной барабан" открыл так называемую "Данцигскую трилогию", вторая и третья ее части, "Кошки-мышки" и "Собачьи годы", вышли в 1961 и 1963 гг. соответственно. Книги, действие которых происходит в Данциге, повествуют о жизни простых людей в годы фашизма.
В 1979 г. "Жестяной барабан" был экранизирован немецким режиссером Фолькером Шлендорфом. Фильм был удостоен множества наград, в том числе "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля и "Оскара" как лучший иностранный фильм.
Другие известные произведения Грасса – "Из дневника улитки" (1972), "Встреча в Тельгте" (1979), "Крик жерлянки" (1992), "Мое столетие" (1999), "Траектория краба" (2002). В 2000-х гг. писатель опубликовал автобиографические романы "Луковица памяти" (2006), "Фотокамера" (2008), дневник "По пути из Германии в Германию" (2009). В 2010 г. была напечатана заключительная часть автобиографического цикла, роман под названием "Слова Гриммов. Признание в любви". Грасс посвятил его немецким писателям и ученым Якобу и Вильгельму Гриммам.
В 2006 г. вокруг Грасса разгорелся скандал. В интервью газете "Франкфуртер альгемайне зонтагсцайтунг" писатель впервые рассказал о своей службе в войсках СС. По словам Грасса, в то время он считал Ваффен-СС элитными войсками и не видел ничего предосудительного в своей службе. Кроме того, он "не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела". Резонанс, вызванный этими признаниями, побудил его к написанию "Луковицы памяти".
Награды
Произведения писателя были отмечены множеством литературных наград: премиями критиков (ФРГ; 1960), иностранной книги (Франция; 1962), Георга Бюхнера (1965), Германа Кестена (1995) и др.
В 1999 г. Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы с формулировкой "за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории".
Общественная деятельность
Помимо творчества, Грасс активно участвовал в общественно-политической жизни своей страны. С середины 1960-х гг. он был сторонником лидера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Вилли Брандта, который проводил политику, направленную на разрядку в отношениях со странами соцлагеря. В 1982 г. вступил в СДПГ, пропагандировал ее идеи, участвовал в антивоенных демонстрациях, подписал обращение против гонки вооружений. В 1992 г. вышел из партии из-за несогласия "с политикой в вопросе предоставления политического убежища". Впоследствии также поддерживал канцлера Германии от СДПГ Герхарда Шредера, при котором Германия начала выстраивать особые отношения с Россией.
С 1983 по 1986 г. был президентом Академии искусств Западного Берлина, а в 1989 г. покинул ее в знак протеста против недостаточной поддержки организацией британского писателя Салмана Рушди, подвергавшегося угрозам со стороны представителей мусульманской общественности после публикации его романа "Сатанинские стихи".
В 2005 г. основал литературный кружок "Любекские литературные встречи".
В 2012 г. опубликовал стихотворение с критикой политики Израиля в отношении Ирана, после чего Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон грата. В ответ Грасс заявил, что к Израилю он испытывает глубокую симпатию и имел ввиду не страну, а ее правительство. В том же году было опубликовано другое стихотворение, также вызвавшее общественный резонанс. В нем Грасс выступил в защиту Греции от финансовой политики единой Европы.
Личная жизнь
В последние годы жил в Любеке, занимался живописью и графикой. Скончался 13 апреля 2015 г.
Был дважды женат. Первая супруга – Анна Шварц, вторая – Уте Грунерт. Имел восьмерых детей.

{{filterList[filterType]}}