Ранние годы
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 г. в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета, был девятым из шестнадцати детей в семье (имя при рождении Лхамо Тхондуп, тиб. "богиня, исполняющая желания"; по традиции не учитывался пол младенца). В 1937 г. в Такцер прибыла группа лам (религиозные учителя), искавших новое воплощение далай-ламы XIII, скончавшегося в 1933 г. (далай-лама - теократический правитель Тибета). Это было связано с тем, что после смерти далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации - маленького ребенка, который должен обладать определенными признаками и пройти ряд испытаний. Лхамо Тхондуп был признан реинкарнацией далай-ламы XIII и отправлен сначала в монастырь Кумбум в провинции Амдо, а в 1939 г. - в Лхасу (до 1950 г. столица Тибета), где проходил обучение под руководством опытных наставников.
Образование
В феврале 1940 г. в возрасте 5 лет Лхамо Тхондуп был признан преемником далай-ламы XIII и получил имя Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо (среди возможных переводов – "Великомилосердный", "Океан мудрости"). С шести до 24-х лет он обучался таким дисциплинам, как логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия, в программу обучения также входили поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность. В 1959 г. по результатам успешной сдачи предварительных экзаменов в трех главных монастырских университетах ему была присвоена ученая степень доктора буддийской философии.
Участие в урегулировании тибето-китайского конфликта
Когда в октябре 1950 г. китайская армия вошла в Тибет, который с 1913 г. существовал фактически как независимое государство, чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к 15-летнему Тензину Гьяцо с просьбой принять на себя полномочия политического лидера. 17 ноября 1950 г. состоялось его возведение на престол духовного и светского правителя Тибета (по традиции - в 18-летнем возрасте).
В 1951 г. он был вынужден заключить соглашение с Китаем, по которому восточная часть Тибета стала национальным автономным регионом КНР. Затем в течение восьми лет предпринимал попытки достичь мирного сосуществования с КНР: в 1951-1959 гг. он был членом Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (совещательный орган при руководстве КНР), в 1953-1959 гг. - депутатом Всекитайского собрания народных представителей (парламент), вел переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в 1955 г. возглавил подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района в составе КНР. Однако его усилия по урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жесткой политикой Пекина, что повлекло за собой народные волнения. 17 марта 1959 г., после подавления антикитайского восстания в Тибете, Тензин Гьяцо был вынужден оставить Лхасу. За ним последовало около 80 тыс. тибетцев, осевших впоследствии на территории Индии, Непала и Бутана.
В изгнании
С 1959 г. далай-лама живет в Индии (с 1960 г. в Дхарамсале, штат Химачал-Прадеш). По его предложению здесь были созданы тибетские правительство и парламент в изгнании (впоследствии, также по его инициативе, парламент был расширен и наделен полномочиями избирать правительство). Благодаря его активной деятельности в Индии для тибетских беженцев была создана система обучения языку и культуре, открыты институты тибетских исследований и тибетских видов искусства.
Далай-лама неоднократно обращался в ООН с просьбой об оказании помощи в решении тибетского вопроса. Результатом его действий стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН трех резолюций (1959, 1961, 1965 гг.), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и право тибетцев на самоопределение. В 1987 г. им был предложен "План мира из пяти пунктов", предусматривающий объявление Тибета зоной мира, прекращение массового переселения в Тибет китайцев, восстановление прав и свобод человека, сохранение уникальной экологии и запрет на утилизацию в Тибете ядерных отходов. За этот план в 1989 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Официальный Пекин расценил этот шаг как демонстрацию недружественной политики Запада в отношении КНР. Китайские власти отрицают существование "тибетского вопроса" и рассматривают нынешнего далай-ламу как "сепаратиста, угрожающего единству нации".
В марте 2005 г. он признал необходимость дальнейшего развития Тибета в составе КНР. Заявил, что продолжает переговоры с китайским правительством через посредников (начаты в 1978 г., прерваны в 1993 г., возобновлены в 2002 г.), не добивается независимости Тибета от КНР и готов принять существующую формулу автономии в рамках КНР при условии сохранения в неприкосновенности тибетской культуры, духовности и окружающей среды. В 2007 г. в Китае были разработаны правила, согласно которым кандидатуру будущего лидера тибетцев должны утверждать в Пекине (преемник Тензина Гьяцо будет выбран руководством компартии Китая из числа лояльных Пекину представителей духовенства). В связи с этим Тензин Гьяцо предложил провести референдум по поводу своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни или что следующим его воплощением могла бы стать женщина.
Еще в 2001 г. Тензин Гьяцо передал часть своих светских полномочий избранному правительству, объявив, что теперь находится "наполовину в отставке". В марте 2011 г. он полностью отказался от политической власти, оставив за собой роль духовного лидера буддистов и сохранив титул далай-ламы (первые три далай-ламы также были только духовными лидерами).
Лидер буддистов является фигурой международного значения. Он активно путешествует (неоднократно посещал и нашу страну), встречается с политическими лидерами, известными учеными, принимает участие в межконфессиональных богослужениях (ни один из его предшественников не выезжал за пределы Азии). Его учения признаны многими институтами и университетами как основа мирных решений внутригосударственных и международных конфликтов, разрешений вопросов по правам человека.
Личные сведения
Помимо Нобелевской премии мира, имеет высшую награду США - Золотую медаль Конгресса, а также награды различных фондов, общественных организаций и университетов ряда стран (более восьмидесяти различных наград, почетных премий и ученых степеней).
Помимо санскрита и тибетского языка, владеет также английским и китайским.
Снялся в нескольких научно-популярных фильмах, автор книг, среди которых – "Моя земля и мой народ" (1962), "Буддизм Тибета" (1990), "Свобода в изгнании" (1992), "Этика для нового тысячелетия" (2001), "Как дарить любовь" (2007).
Энциклопедия
Далай-лама XIV
Далай-лама XIV
© EPA/CHRISTOPHER JUE{{filterList[filterType]}}