Все новости
Энциклопедия

Дарденн, Жан-Пьер

Происхождение, начало кинокарьеры
Жан-Пьер Дарденн родился 21 апреля 1951 г. в бельгийском городе Анжи (Валлония, французское языковое сообщество) в семье среднего достатка. Вместе с младшим братом Люком (родился 10 марта 1954 г.) вырос в городе Серен, бывшем тогда одним из центров сталелитейной промышленности. Был свидетелем массовой забастовки 1960-1961 гг., которая охватила всю Бельгию и особенно Валлонию. Эти события оказали на него большое влияние. Впоследствии темы, связанные с таким проблемам, как безработица и социальное неравенство, стали центральными в творчестве братьев.
В возрасте 17 лет Жан-Пьер Дарденн переехал в Брюссель, где некоторое время изучал актерское мастерство. Будучи актером в одном из театров, познакомился с французским драматургом и режиссером Арманом Гатти, который заинтересовал его режиссерской профессией. В 1970-х гг. вернулся в Серен. Несколько месяцев работал на цементном заводе и, накопив достаточную сумму, приобрел кинооборудование. После этого вместе с братом начал снимать ленты о забастовках, деятельности профсоюзов и т. д. В 1975 г. братья Дарденн основали компанию по производству документальных фильмов Dérives.
Творчество
Братья Дарденн работают только вместе и, по их словам, их роли в процессе съемок абсолютно равнозначны. Часто они выступают в качестве сценаристов и продюсеров, как для своих фильмов, так и для лент других режиссеров.
Братья придерживаются принципов итальянского неореализма, течения в кинематографе, достигшего наибольшей популярности в 1945-1955 гг. В их числе изображение жизни "маленького человека", отказ от профессиональных актеров, импровизация и возможность менять сценарий в ходе съемок. Основным инструментом двух режиссеров с 1970-х гг. остается ручная камера, позволяющая снимать не в студии, а на улице, и делающая изображение более динамичным и создающая эффект присутствия.
Первый художественный фильм - военную драму "Двуличный" - братья Дарденн сняли в 1987 г. Затем игровые ленты стали появляться с периодичностью примерно в три года. В 1994 г. они учредили еще одну кинокомпанию - Les Films du Fleuve. В числе ее задач оказание поддержки авторским лентам режиссеров разных стран.
К настоящему времени братья Дарденни сняли 12 полнометражных картин, а также короткометражку для киноальманаха "У каждого свое кино" (2007). По словам Люка Дарденна, в основе большинства их лент лежит реальный случай, о котором они узнали из сводки происшествий и который помогает "раскрыть интересующие" их вопросы, например, "как подавить стремление к убийству внутри человека".
С середины 1990-х гг. все их фильмы попадают в основной конкурс Каннского фестиваля, считающегося одним из главных киносмотров мира. Первую "Золотую пальмовую ветвь" - главную награду фестиваля - получила их драма "Розетта", повествующая о девушке из неблагополучной семьи, которая ищет работу, чтобы "не упасть в яму" и обеспечить себе "нормальную жизнь". Во второй раз основной приз достался их криминальной драме "Дитя" (2005) о безработном отце, решившимся ради денег отдать своего недавно родившегося ребенка на усыновление. Лента "Молчание Лорны" (2008) о молодой албанке, заключившей брак с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство, была премирована в Каннах за лучший сценарий, а драма "Мальчик с велосипедом" (2011) о воспитаннике детского дома, пытающемся найти своего отца, завоевала Гран-при жюри. Последний их фильм - "Молодой Ахмед" (2019) о подростке-мусульманине, ставшем экстремистом, - был удостоен премии киносмотра за лучшую режиссуру. По оценке критиков, сегодня братья Дарденн являются классиками европейского кино.

{{filterList[filterType]}}