Марлен Дитрих, настоящее имя - Мария Магдалена Дитрих (Marie Magdalene Dietrich), родилась в городе Шёнеберг (ныне - район Берлина). Ее отец, бывший военный, служил в полиции, мать происходила из богатой семьи, владевшей ювелирной и часовой фирмой в Берлине. Отец скончался, когда ей было 6 лет, мать вскоре вновь вышла замуж. Дети - Марлен (это имя она придумала себе в 11 лет - от Мария и Магдалена) и ее сестра - получили хорошее образование, с раннего детства занимались французским и английским с домашними учителями, в школьные годы Марлен Дитрих обучалась игре на лютне, скрипке и фортепиано, участвовала в театральных постановках. Два года она училась в Веймаре в Высшем музыкальном училище по классу скрипки, но его пришлось оставить из-за воспаления сухожилия в руке. Тогда Марлен Дитрих поступила в актерскую школу при драматическом Немецком театре в Берлине. Позднее она стала хористкой и исполняла небольшие роли в этом театре.
Карьера в Германии
Ее дебютом в кино стала эпизодическая роль в фильме "Маленький Наполеон" в 1923 г., затем вышло еще несколько лент с ее участием. В 1927 г. она получила большую роль в картине "Кафе Электрик", через год - в фильмах "Целую вашу руку, мадам" и "Женщина, которая желанна" (о своих ранних работах актриса впоследствии говорила, что в двадцатые годы она "была вообще ничто"). В 1928 г. она записала свою первую пластинку. Все эти годы она продолжала работать в театре и выступать в кордебалете и различных ревю.
В одном из таких спектаклей ее увидел американский кинорежиссер и продюсер Джозеф фон Штернберг и пригласил на роль певицы кабаре в свой фильм "Голубой ангел" (1930). Это был один из первых звуковых фильмов в Германии, он вышел в двух вариантах - на немецком и английском языках - и имел международный успех, песни, исполненные Марлен Дитрих, стали шлягерами. Дитрих подписала контракт с американской кинокомпанией Paramount Pictures ("Парамаунт пикчерс") и уехала в Голливуд.
Кинокарьера в США
Ее первым американским фильмом стал "Марокко" (1930) - история певицы из кабаре, которая бросила богатого бизнесмена ради иностранного легионера. За эту роль она была номинирована на "Оскар" (единственная номинация в ее карьере). Затем Дитрих снялась еще в пяти фильмах Штернберга: "Обесчещенная" (1931), "Шанхайский экспресс" (1932), ставшем лидером проката 1932 г., а также "Белокурая Венера" (1932), "Распутная императрица" (1934) и "Дьявол - это женщина" (1935). Эти шесть кинокартин, снятые в творческом союзе со Штернбергом в Голливуде, сделали Дитрих звездой первой величины и одной из самых высокооплачиваемых актрис того времени. Киноведы говорят, что Штернберг создал образ Дитрих - гламурной, загадочной и роковой женщины. Ее считали эталоном красоты, изящества, женственности, называли иконой стиля и "современной сексуальной эмансипации".
Затем Дитрих пробовала себя в романтических комедиях. Лента "Желание" (1936) имела коммерческий успех в США и получила восторженные отзывы критиков. В том же году актриса впервые появилась в цветном кино - в приключенческой драме "Сад Аллаха", а в следующем году сыграла в британском историческом фильме "Рыцарь без доспехов". На волне популярности она дважды отвергла предложения из нацистской Германии сняться у любого режиссера по ее желанию. В 1937 г. она подала документы на американское гражданство и получила его в 1939 г., отказавшись от германского.
После ленты "Ангел" (1937), обернувшейся кассовым провалом, она сделала перерыв в карьере. Прежнюю популярность принес ей в 1939 г. вестерн "Дестри снова в седле". В 1942-1945 гг. Дитрих выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. После войны работала в театре, в том числе на Бродвее, и продолжала сниматься. В 1948 г. она сыграла одну из главных ролей в драме "Зарубежный роман", который считается ее лучшим фильмом после прекращения работы со Штернбергом. Затем были роли в триллере "Страх сцены" (1950), вестерне "Пресловутое ранчо" (1952), детективе "Свидетель обвинения" (1957), нуаре "Печать зла" (1957), исторической драме "Нюрнбергский процесс" (1961).
Музыка, гастроли
В 1950-е гг. съемки в кино отошли для актрисы на второй план, а главное место заняла музыка и эстрада. "Я предпочла сцену, потому что она давала свободу самовыражения, свободу от камеры, от диктата режиссеров... Я добилась свободы делать то, что я хочу" - говорила Дитрих.
Ее первый студийный альбом вышел в 1951 г. Она выпустила сборники со своими наиболее популярными песнями, выступала в клубах и кабаре, много гастролировала. В ее репертуаре были песни из ее фильмов, а также популярные композиции того времени. Аккомпанируя и гастролируя вместе с Дитрих, мировую славу получил композитор Берт Бакарак, с ним певица записала четыре концертных альбома и несколько синглов. Известный музыкальный критик того времени Элиот Нортон писал: "Видеть Марлен - такая же радость, как и слышать. Она неподражаема. Она живая легенда, искрящаяся жизнью, утверждающая классический стиль, уникальная и необыкновенная".
Она гастролировала во многих странах. В 1960 г. приезжала в ФРГ и ГДР, дважды давала концерты в Израиле, в 1963 г. с огромным успехом прошли ее концерты в Москве и Ленинграде. Многим запомнилось ее выступление в московском Доме литераторов, во время которого своим любимым литературным произведением Дитрих назвала рассказ Паустовского "Телеграмма", а когда писатель поднялся на сцену, чтобы поцеловать ей руку, преклонила перед ним колено.
В 1965 г. Дитрих издала два студийных альбома. Она продолжала выступать с концертами до 1975 г. Последние записи сделала из своей парижской квартиры в 1987 г.
Мода
Марлен Дитрих создала свой неповторимый стиль в мире моды. Она носила расшитые камнями и перьями вечерние платья и строгие костюмы с юбками-футлярами, шляпки с вуалью и береты, появлялась в мужских костюмах - белая рубашка, брюки, смокинг, цилиндр, сигарета, и при этом идеально уложенные волосы, темная помада, тонкие брови. Запомнились она и своими "иллюзорными" полупрозрачными платьями телесного цвета, в которых выходила на сцену уже в 50-летнем возрасте. В первой части своих концертов она, как правило, выступала в роскошных нарядах и пальто из лебединого пуха или меха, во второй появлялась во фраке и цилиндре и исполняла песни из мужского репертуара. Журналы называли ее "самой изысканной женщиной ХХ столетия" и законодателем моды.
Общественная деятельность, награды
В конце 1930-х гг. Дитрих была среди соучредителей и спонсоров фонда помощи беженцам из Германии. Когда США вступили в Вторую мировую войну, она ездила по стране и призывала американцев приобретать облигации военного займа для помощи армии. В гарнизонах и госпиталях актриса дала около 500 концертов. Она неоднократно говорила, что это было единственно важное, что она когда-либо сделала. В 1947 г. Дитрих была награждена одной из высших гражданских наград США - медалью Свободы - "за выдающийся вклад в поднятие духа войск за границей во время войны". В 1950 г. за заслуги во время войны она получила звание кавалера французского ордена Почетного легиона, впоследствии была произведена в офицеры, а затем и в командоры этого ордена.
В 1960 г. была открыта звезда актрисы на "Аллее славы" в Голливуде. В 1968 г. она была награждена американской премией "Тони" за выдающиеся достижения в области театра.
Личные сведения
Марлен Дитрих воспитывалась в лютеранских традициях христианства, но отказалась от веры еще в годы Первой мировой.
В 1923 г. она вышла замуж за Рудольфа Зибера, ассистента режиссера одного из фильмов, в котором снималась. Спустя год у них родилась дочь Мария. Вместе супруги прожили пять лет, но формально Дитрих оставалась женой Зибера до его смерти в 1976 г. В Голливуде ходили легенды о ее многочисленных романах. В числе ее поклонников были Морис Шевалье, Юл Бриннер, Клэр Вальдофф, Эрих Мария Ремарк (она стала прототипом Жоан Маду в "Триумфальной арке"), Жан Габен. Много лет поддерживала дружескую переписку с Эрнестом Хемингуэем.
В 1962 г. вышла в свет ее книга Marlene Dietrich ABC (в русском переводе "Азбука моей жизни") - собрание кулинарных рецептов, бытовых советов, житейских афоризмов и мемуарных зарисовок, а в 1979 г. - мемуары "Возьмите только мою жизнь" ("Размышления"). Там Дитрих написала о себе: "Я считаю, что у меня русская душа - и это лучшее, что во мне есть, - с легкостью я отдаю то, что кому-то очень нужно".
Последние годы
В 1975 г. Марлен Дитрих упала на сцене и получила сложный перелом бедра. Последние 17 лет жизни она провела в своем особняке в Париже (из них 13 была прикована к постели), поддерживая связь с внешним миром с помощью телефона и писем. В этот период она стала зависимой от обезболивающих и алкоголя. Скончалась 6 мая 1992 г. в возрасте 90 лет. Есть версия, что актриса покончила самоубийством, не в силах терпеть старость и беспомощность. Согласно завещанию, похоронена в Берлине рядом с матерью на кладбище Штадтишер Фридхоф III.
Энциклопедия
Дитрих, Марлен
Дитрих, Марлен
© Мастюков Валентин/ИТАР-ТАСС{{filterList[filterType]}}