Все новости
Энциклопедия

Замятин, Евгений Иванович

Замятин, Евгений Иванович
© Репродукция ТАСС

Родился 1 февраля 1884 г. в гор. Лебедянь (Тамбовская губерния Российской империи, ныне Липецкая область РФ). Его отец, Иван Дмитриевич Замятин (1853-1916), был священником в местной Покровской церкви. Мать, Мария Александровна Платонова (1864-1925), также происходила из семьи священника.

В 1893-1896 гг. Евгений Замятин учился в Лебедянской прогимназии. В 1896 г. продолжил образование в Воронежской губернской мужской гимназии, которую окончил в 1902 г. с золотой медалью.
В 1902 г. Евгений Замятин поступил на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института (СППИ; ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, СПбПУ). В 1905-1910 гг. был членом Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). В декабре 1905 г. был арестован за большевистскую агитацию среди рабочих, провел несколько месяцев в одиночной камере. В марте 1906 г. был освобожден и выслан в Лебедянь под надзор полиции, однако в мае того же года смог нелегально вернуться в Петербург и даже продолжить учебу в институте. Окончил его в 1908 г., получив звание морского инженера.
В 1908-1911 гг. был стипендиатом (аспирантом) СППИ по курсу "Приморские сооружения" при кафедре корабельной архитектуры, затем на протяжении ряда лет - преподавателем кафедры. Также с 1908 по 1917 г. состоял на службе инженером при отделе торговых портов Министерства торговли и промышленности Российской империи.

Жизненный и творческий путь
В 1908 г. первым опубликованным произведением Евгения Замятина стал рассказ "Один", напечатанный в 11-м номере петербургского журнала "Образование". В 1910 г. его рассказ "Девушка" был размещен в 25-м номере петербургского "Нового журнала для всех".
В 1911 г. нелегальное проживание Замятина в Петербурге было раскрыто, после чего он был сослан на два года в пос. Лахта на берегу Финского залива (ныне в составе Санкт-Петербурга).
Первую известность в литературной среде Евгению Замятину принесла гротескно-сатирическая повесть о быте провинциального мещанства "Уездное". Она была опубликована в 1913 г. в пятом номере петербургского журнала "Заветы".
В третьем номере "Заветов" за 1914 г. вышла повесть Замятина "На куличках" о буднях дальневосточного военного гарнизона. Напечатанная накануне Первой мировой войны и содержавшая ряд негативных характеристик морального облика представителей офицерского корпуса, она была расценена цензурой как клевета на армию и нарушение норм нравственности. Тираж журнала был конфискован, а Замятин привлечен к ответственности. В сентябре 1915 г. решением Санкт-Петербургского окружного суда он был выслан в Кемь (ныне город в Республике Карелия), однако пробыл там непродолжительное время. Нахождение на Русском Севере (писатель также побывал на Соловецких островах), знакомство с природой и людьми этого региона в значительной степени обусловило создание им так называемой беломорской трилогии - рассказа "Африка" (1916) и повести "Север" (1918), а также более позднего рассказа "Ёла" (1928). Эти произведения сочетали реалистические и мифологические мотивы, отражали стремление автора к идейно-философскому осмыслению русского национального характера.
В марте 1916 г. Евгений Замятин был командирован от Министерства торговли и промышленности в Великобританию с целью наблюдения за строительством ледоколов для русского военного флота. В течение полутора лет при его непосредственном участии на судоверфях в Ньюкасле, Саут-Шилдсе, Сандерленде и Глазго были построены ледокольные пароходы "Святой Александр Невский" (с 1921 г. - "Ленин"), "Святогор" (с 1927 г. - "Красин"), "Минин", "Пожарский", "Илья Муромец" и др. В сентябре 1917 г. он возвратился в Петроград.
После Октябрьской революции 1917 г. Евгений Замятин завершил работу инженером, но продолжил преподавать в институте. При этом он сосредоточился на литературном творчестве. Впечатления от пребывания в Великобритании легли в основу его повести "Островитяне" (опубликована в 1918 г. в Петрограде во втором номере сборника "Скифы") и рассказа "Ловец человеков" (напечатан в 1921 г. во втором номере журнала "Дом искусств"). В этих произведениях автор иронизировал над ограниченностью жизненного уклада, чопорностью и снобизмом англичан. Их страна представала в качестве своеобразного "машинного рая", в котором механистичность и однотипность жизни обывателей подавляли все живое и стихийно-здоровое в личностном мире человека.
В 1920-1921 гг. Евгений Замятин читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте в Петрограде (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).
В начале 1920-х гг. писатель завершил работу над романом "Мы", впоследствии ставшим его наиболее известным произведением. Это сочинение в жанре антиутопии представляло собой гротескное описание тоталитарной системы, подавляющей любые проявления человеческой индивидуальности. В 1921 г. автор направил его в петроградское издательство "Алконост", а также в издательство Зиновия Гржебина (Берлин, Германия), с которым был связан договорными обязательствами. Вследствие цензурных затруднений роман не был опубликован в СССР, при этом автор отклонял предложения о его печати за рубежом на русском языке. В 1924 г. книга была издана на английском языке в Нью-Йорке (США), в 1927 г. - на чешском языке в Праге (Чехословакия). Писатель сообщал об этих фактах в своих библиографиях и автобиографиях, заметки о появлении переводов также публиковала советская печать.
В середине 1920-х гг. Евгений Замятин работал как театральный драматург. В феврале 1925 г. в Московском художественном театре 2-м (МХАТ 2-й; существовал в 1924-1936 гг.) с успехом прошла премьера его пьесы "Блоха", написанной по мотивам рассказа Николая Лескова "Левша". В октябре того же года его пьеса "Общество почетных звонарей", созданная на основе повести "Островитяне", была инсценирована в Малом петроградском государственном академическом театре (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского - Михайловский театр) и в Театре русской драмы в Риге (Латвия). В ноябре 1926 г. постановку "Блохи" осуществил Большой драматический театр (БДТ; ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург).
В 1925-1928 гг. Евгений Замятин работал над исторической трагедией "Атилла". Несмотря на ряд положительных отзывов при ее обсуждениях на различных художественных советах и предварительное включение в план постановок БДТ на 1928 г., она так и не была инсценирована.
В 1927 г. в пражском журнале "Воля России" (номера 2-4) без ведома и согласия автора на русском языке был впервые опубликован роман "Мы" (в сокращенном виде и в обратном переводе с чешского языка). Это событие послужило внешним поводом для начала кампании против Замятина и его творчества, развернувшейся в официозной советской печати к 1929 г. В частности, 2 мая 1929 г. в ленинградской "Литературной газете" была размещена эпиграмма поэта Александра Безыменского "Справка социальной евгеники": "Тип - Замятин, род - Евгений, класс - буржуй, в селе - кулак: результат перерождений; сноска - враг".
26 августа 1929 г. "Литературная газета" напечатала статью публициста Бориса Волина "Недопустимые явления", посвященную изданию за границей повести Бориса Пильняка "Красное дерево" и романа Евгения Замятина "Мы". Критически отозвавшись об авторах, Волин завершил свою статью призывом: "Мы обращаем внимание на этот ряд совершенно неприемлемых явлений, компрометирующих советскую литературу, и надеемся, что в их осуждении нас поддержит вся советская общественность". В том же году в октябрьском номере журнала "Земля Советская" была размещена статья поэта Ивана Батрака "В лагере попутчиков", в которой зарубежные публикации произведений Пильняка и Замятина расценивались как "примерно "Шахтинское дело" литературного порядка" (термином "Шахтинское дело" принято обозначать состоявшийся в Москве в 1928 г. судебный процесс над несколькими десятками занятых в угольной промышленности Донбасса инженеров и руководителей, которые были осуждены по обвинению во "вредительстве").
7 октября 1929 г. в "Литературной газете" было напечатано открытое письмо Замятина. В нем писатель отвергал причастность к публикации романа "Мы" за рубежом на русском языке, а также осуждал кампанию, развернутую против него другими литераторами. При этом письмо сопровождалось редакционным примечанием, в котором роман "Мы" был назван "возмутительной пародией на коммунизм", а сам Замятин якобы "отказывается сказать по существу о творчестве писателя и политике".
Осенью 1929 г. Евгений Замятин принял решение покинуть СССР. Его обращения в Совет народных комиссаров (СНК) и Объединенное государственное политическое управление при СНК с соответствующей просьбой не принесли результата, в выдаче заграничного паспорта было отказано.
С сентября 1930 г. по ноябрь 1931 г. Евгений Замятин работал преподавателем в Ленинградском кораблестроительном институте (ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). С ноября 1930 г. был доцентом и заведующим кафедрой иностранных языков.
В июне 1931 г. Евгений Замятин направил письмо советскому лидеру Иосифу Сталину, в котором обратился к нему с просьбой предоставить возможность выезда за границу. При посредничестве писателя Максима Горького письмо достигло адресата, просьба о выезде была удовлетворена. В ноябре 1931 г. Замятин вместе с супругой выехал в Ригу, затем - в Берлин.
С февраля 1932 г. писатель проживал в Париже (Франция), сохранив советский паспорт. Писал статьи для французских газет, участвовал в работе над сценарием фильма Жана Ренуара "На дне" по пьесе Максима Горького (вышел в 1936 г.). Поддерживал хорошие отношения с литераторами-эмигрантами Гайто Газдановым и Ниной Берберовой, при этом не печатался в эмигрантских издательствах.
В мае 1934 г. Евгений Замятин был заочно принят в Союз писателей СССР. В июне 1935 г. участвовал в антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры и мира, проходившем в Париже.
Основным литературным трудом Замятина во время проживания за границей стал незавершенный роман "Бич Божий" о временах упадка Римской империи. Он был опубликован отдельным изданием в Париже в 1939 г., через два года после смерти автора.
Роман "Мы" впервые был напечатан на русском языке в 1952 г. в Нью-Йорке (США). Его первую публикацию в СССР осуществил журнал "Знамя" в 1988 г.

Кончина
Евгений Замятин скончался 10 марта 1937 г. в Париже на 54-м году жизни. Похоронен на кладбище Тье в одноименном пригороде Парижа.
Семья
Был женат на Людмиле Николаевне Замятиной (девичья фамилия - Усова; 1883-1965). После смерти мужа она занималась сохранением его литературного наследия, участвовала в подготовке публикаций его произведений.

Память, признание
В 2009 г. в Лебедяни был открыт Дом-музей Евгения Замятина (ул. Ситникова, д. 14). Будущий писатель родился и провел в этом доме первые годы жизни. На здании установлена мемориальная доска, перед ним - бюст Замятина.
В 2019 г. в главном здании СПбПУ (Политехническая ул., д. 29) была открыта мемориальная доска, посвященная выпускникам университета - писателям Евгению Замятину и Даниилу Гранину, ученому-изобретателю Льву Термену и режиссеру Леониду Вивьену.
Мемориальная доска также установлена на доме в английском Ньюкасле (Сандерсон роуд, д. 19), где писатель жил в 1916-1917 гг.
В его честь названы улицы в Липецке и Тамбове.
С 2001 г. при Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина работает Международный научный центр изучения творческого наследия Евгения Замятина.
В 2015 г. в Липецкой области учреждена премия имени Евгения Замятина для поощрения молодых писателей.
Его жизни и творчеству посвящены книги "Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века" (2000, автор Татьяна Давыдова), "Творчество Евгения Замятина. Проблемы поэтики" (2019, Наталья Кольцова) и "Англичанин из Лебедяни" (2020, Джули Куртис), а также документальный фильм "Путь парадоксов. Евгений Замятин" (2009, режиссер Андрей Судиловский).

{{filterList[filterType]}}