Происхождение и образование
Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 г. в баварском местечке Амбах (Германия) в семье известного в Германии писателя, переводчика, журналиста и издателя Вильгельма Эмануэля Зюскинда. Его старший брат, Мартин Эрхард (1944-2009), тоже был писателем и журналистом. Немецкие СМИ пишут о их родстве с теологами XVI и XVIII вв. Иоганном Бренцом и Иоганном Альбрехтом Бенгелем.
В детстве Патрик Зюскинд получил музыкальное образование, играл на фортепьяно (по мнению критиков, позже этот опыт нашел отражение в его творчестве).
В 1968 г., после альтернативной военной службы, он поступил на исторический факультет Мюнхенского университета, но не окончил его. Два года жил в городке Экс-ан-Прованс на юге Франции, где совершенствовал свои знания французского языка. В то же время стал пробовать себя в литературе.
Творчество
Успех пришел к нему в 1980 г., когда была опубликована его одноактная пьеса "Контрабас". Это монолог контрабасиста государственного оркестра, находящегося в состоянии депрессии. По оценке критиков, этот персонаж вызывает у читателей и зрителей симпатию, а Зюскинд своим сочувствием к человеческим слабостям "напоминает о Чехове". Спектакль поставлен в театрах многих стран, в т. ч. в России.
Мировую известность писатель получил в 1985 г. после выхода романа "Парфюмер. История одного убийцы". Работая над ним, автор ознакомился с производством парфюмерии, изучил массу специализированной литературы. Герой его книги - наделенный абсолютным обонянием Жан-Батист Гренуй - мечтает создать аромат абсолютной красоты. Одержимость этим желанием толкает его на убийства юных девушек, обладающих определенным запахом. Роман стал бестселлером и долго сохранял этот статус. Его общий тираж превысил 15 млн, он переведен почти на 50 языков (в РФ вышел в 1991 г.). В Германии его считают самым знаменитым произведением, написанным на немецком языке со времен Ремарка. В 2006 г. роман был экранизирован, фильм режиссера Тома Тыквера имел огромный успех – его создатели получили шесть наград Германской киноакадемии.
Со времен "Парфюмера" писатель не опубликовал ни одного сопоставимого с ним произведения. Наибольшей популярностью из дальнейших работ пользуются новелла "Голубка" (1987; об одиноком человеке, ведущем однообразное существование) и повесть "История господина Зоммера" (1991; воспоминания рассказчика о своем детстве). "Историю" проиллюстрировал друг писателя, известный французский художник-карикатурист Жан-Жак Семпе (по мнению Зюскинда, повесть следует издавать только с его рисунками). Последнее произведение автора – эссе "О любви и смерти" – было опубликовано в 2006 г.
Как правило, персонажи произведений Зюскинда страдают от одиночества, испытывают трудности в общении, пытаются найти свое место в мире, имеют какие-либо физические недостатки или психические отклонения. Особое внимание писатель уделяет исследованию их душевного состояния.
Вместе с режиссером и сценаристом Гельмутом Дитлем (1944-2015) Патрик Зюскинд написал пять сценариев к кино- и телефильмам. В их числе комедия "Россини" (1997; о завсегдатаях итальянского ресторана), ставшая самым кассовым фильмом года в Германии, а также развлекательные телесериалы "Монако Франц" (1983; о женском обольстителе) и "Кир Рояль" (1986; о скандальном репортере), которые пользовались большим успехом.
Также Зюскинд переводил на немецкий язык тексты Жан-Жака Семпе к его рисункам (в Германии вышло пять альбомов в 1990-х и 2000-х гг.).
Личные сведения
Патрик Зюскинд живет попеременно в Германии и во Франции. Он ведет закрытый образ жизни, избегает встреч с журналистами. Известно лишь несколько интервью, которые он дал после выхода в свет "Парфюмера", за что в СМИ его называют "фантомом немецкой литературы".
Писатель отказался от премии "За лучший дебют", которую ему присудили во Франции в 1986 г., и всех последующих литературных наград.
Актуально на 26 марта 2024 г.
Энциклопедия
Зюскинд, Патрик
{{filterList[filterType]}}