Все новости
Энциклопедия

Инфанте-Арана, Франциско

Родился 4 июня 1943 г. в селе Васильевка (Марксовский район Саратовской области). Его отцом был испанский республиканец Франциско Инфанте-Арана - старший. Он покинул родину в 1930-х гг. во время Гражданской войны, после чего переехал в СССР. Мать - Вера Ильинична Лобанова - происходила из рода донских казаков (родители познакомились в Ростове-на-Дону). С 1946 г., после смерти отца, Франциско Инфанте-Арана проживал с матерью в Москве.

С 1956 по 1962 г. учился в Московской средней художественной школе. В 1966 г. окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно‑промышленного училища (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова).

Творчество
С 1962 по 1968 г. Франциско Инфанте-Арана входил в "Коллектив свободных художников" (с 1964 г. - группа "Движение"). Представители этого неформального объединения в своей деятельности уделяли внимание кинетизму - направлению искусства, связанному с темой движения в пространстве. Франциско Инфанте-Арана развивал идеи, заложенные в произведениях художника и теоретика искусства Наума Габо (1890-1977) и основанные на пространственных конструкциях Александра Родченко (1891-1956). Искусствоведы выделяют две работы, созданные Инфанте-Арана во время раннего периода своего творчества: объект из дерева и оргалита "Рождение вертикали" (1962) и конструкцию из капроновой нити, нержавеющей стали, светодиодов и электромеханизма "Пространство - движение - бесконечность " (1963). Первая работа - горизонтально вытянутый прямоугольник с нанесенными на него горизонтальными разноразмерными белыми планками, параллельными друг другу - являет собой визуальную метафору бесконечности. Вторая работа состоит из нескольких сформированных металлическим каркасом простых концентрических объемов разного размера, помещенных один в другой и движущихся в разных направлениях. На рамы каркасов натянуты нити, которые складываются в композиции. При помощи мотора происходит "оживление" этих композиций, наслаивающихся друг на друга, которое влечет иллюзию объекта, бесконечно меняющего конфигурации.
В конце 1960-х г. Франциско Инфанте-Арана руководил группой по разработке освещения московских зданий в лаборатории архитектурно-проектировочной организации "Моспроект №4". Получив заказ на разработку проекта освещения стен и башен Московского Кремля, он разработал оригинальную авторскую концепцию. По замыслу художника, предполагалось осуществлять светомузыкальное представление часовой длительности: цвет и интенсивность подсветки архитектурного ансамбля Кремля и Красной площади должны были постепенно меняться, синхронизируясь с мелодией фуги немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Идея осталась нереализованной: художник покинул "Моспроект №4" из-за разногласий с руководством этой организации.
С 1968 г. Франциско Инфанте-Арана совместно с женой, художницей Нонной Горюновой (род. 1944), работает над проектом "Артефакты". Он основан на включении искусственных элементов - конструкций из реек, фольги, пленки, зеркал и др. - в природный контекст. Зрительные связи между этими искусственными объектами и естественной средой, зафиксированные фотоаппаратом, представлены в сериях "Супрематические игры" (1968), "Жизнь треугольника" (1976-1977), "Очаги искривленного пространства" (1979-1980), "Выстраивание знака" (1984-1986), "Театр неба и земли" (1986), "Шотландские этюды" (1991), "Аппликации" (1993), "Деревенские впечатления" (1995), "Сквозь камень" (2002).
С 1970 по 1982 г. Инфанте-Арана принимал участие в деятельности творческой группы художников и инженеров "Арго" ("Авторская рабочая группа"), которая разрабатывала проекты инсталляций на московских выставках "Химия-70" (работа "Звук и свет") и "Связь-75" (работа "Игла"). Проекты "Арго" также были представлены в 1982 г. на космической выставке Unispace-82 в Вене (Австрия).
Член Московского союза художников (1973).
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также в зарубежных собраниях.
Выставки работ Францисико Инфанте-Араны в разное время проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Людвигсхафене (ФРГ), Нью-Йорке (США) и др.

Звания, награды
Заслуженный художник РФ (1999).

Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1996 г.

Почетный член Российской академии художеств (2013) и Королевской академии изящных искусств гор. Кадис (Испания, 2010).

{{filterList[filterType]}}