Все новости
Энциклопедия

Китано, Такэси

Китано, Такэси
© EPA/CLAUDIO ONORATI

Происхождение, образование, начало карьеры
Такэси Китано родился 18 января 1947 г. в Токио в рабочей семье. В 1965 г. поступил в престижный частный университет Мэйдзи, где изучал инженерное дело. Однако через год он оставил вуз, а спустя некоторое время был отчислен оттуда за пропуски. Участвовал в студенческом движении, выступавшем против американского военного присутствия в Японии, однако, как он признался впоследствии, политика его мало интересовала. Подрабатывая продавцом в кондитерской лавке, грузчиком, официантом в ночных клубах, большую часть времени он проводил в известном своими модными джаз-барами и музыкальными магазинами токийском районе Синдзюку. В тот период он познакомился со многими представителями японского киноандеграунда.
Карьера комика
В начале 1970-х гг. Такэси Китано устроился официантом в токийский бар "Франция", где арт-директором в то время работал известный в Японии комедийный артист Сэндзабуро Фуками. Именно он предоставил Китано возможность показать себя на сцене. Первое выступление Китано произошло случайно - он подменил заболевшего актера с ролью без слов, вскоре начал играть и в других постановках, стал ассистентом Фуками в создании юмористических скетчей. Тот в свою очередь давал молодому артисту уроки сценического мастерства. Тогда же Китано увлекся чечеткой.
Из-за финансовых трудностей, которые испытывал бар "Франция", Китано начал искать возможность подзаработать выступлениями в других токийских развлекательных заведениях. В 1971 г. вместе с Киёси Канэко он создал дуэт "Цу Бито" (искаж. англ. "два удара", или "два бита") в традиционном японском комедийном жанре мандзай (диалог двух артистов, которые стараются высмеять друг друга импровизированными скороговорками). С тех пор он стал известен в Японии под псевдонимом Бит Такэси. В своих номерах Китано и Канэко (Бит Киёси) затрагивали острые политические и социальные темы, не стесняясь использовать оскорбительную и обсценную лексику. Несмотря на негативную реакцию части общества, большинство японской публики полюбило дуэт, их скетчи транслировались по радио, а затем и по телевидению. В 1976 г. "Два бита" приняли участие в национальном телевизионном конкурсе артистов мандзай, организованном телеканалом "Эн-Эйч-Кей".
Работа на телевидении
Успех "Цу Бито" подтолкнул актеров создать в 1980 г. авторскую сатирическую телепередачу "Мандзай-бум". В том же году вышел сборник, в который вошли шутки из "Мандзай-бум". Дуэт распался в 1981 г., когда Китано решил попробовать себя в жанре стендап (юмористическое выступление, часто предполагающее живое общение со зрителями). В 1986-1989 гг. он был ведущим созданной им телеигры "Замок Китано", выступая в образе хозяина сказочного замка, где были устроены различные ловушки и препятствия для участников шоу.
Со временем артист стал выходить за рамки телевизионных жанров. В 1986 г. он участвовал в разработке видеоигры "Вызов Такэси", в конце 1980-х гг. - в записи нескольких музыкальных альбомов.
Карьера актера и режиссера
Первой значимой ролью Такэси Китано в кино стал сержант Гэно Хара в японо-американской военной драме "Счастливого рождества, мистер Лоуренс" (1983, реж. Нагиса Осима) с Дэвидом Боуи в главной роли. До этого актер появлялся в паре японских боевиков, мало известных за пределами Японии.
В 1989 г. его пригласили на главную роль в фильме "Жестокий полицейский", однако в результате разногласий с продюсерами режиссер картины Киндзи Фукасаку отказался от работы, и постановщиком фильма выступил Китано. Его режиссерский дебют был отмечен наградой на кинофестивале в Иокогаме.
Затем последовали криминальные драмы "Точка кипения"(1990) и "Сонатина" (1993), поставленные по его собственным сценариям. Последний был отмечен специальным призом Таорминского кинофестиваля (Сицилия, Италия). В этот период, по утверждению многих кинокритиков, сформировался режиссерский стиль Китано - минимум движения камеры, стоп-кадры, короткие диалоги, черный юмор и много насилия.
Излюбленными героями Китано стали полицейские и представители криминального мира - любители азартных игр, члены японской мафии (якудза), социально неустроенные элементы. Он неоднократно обращался к японскому фольклору и традициям, исследовал в своих работах тему насилия, боли и фатализма, заявляя, что "снимает насилие самым натуралистическим образом", потому что хочет, "чтобы зрители ощутили эту боль".
В 1994 г. Китано попал в серьезную автомобильную аварию, в результате которой был временно парализован. Первый после выздоровления фильм - криминальную драму "Ребята возвращаются" - он выпустил в 1996 г. А в 1997 г. на экраны вышла лента "Фейерверк" - в которой характерный для режиссера криминальный сюжет постепенно уступает место напряженной психологической драме. Эта картина о жизни бывшего полицейского и его смертельно больной жены, в которой много рассуждений о жизни и смерти, получила высшую награду Венецианского кинофестиваля.
Наиболее известными картинами, поставленными Такэси Китано в 2000-х гг., стали философская драма "Куклы" (2002) и абсурдистский боевик "Затойчи" (2003; также исполняет главную роль - слепого странствующего мастера массажа по имени Затойчи). "Затойчи", поднимавший извечную проблему противостояния Добра и Зла, вновь шокировал зрителя сценами насилия. Фильм получил несколько наград Венецианского кинофестиваля. В тот же период Китано снял автобиографическую кинотрилогию "Такесиз" (2005), "Банзай, режиссер!" (2007) и "Ахиллес и черепаха" (2008). Затем вышла комедия "Рюдзо и семеро бойцов" (2015). В 2010 г. он выпустил имевшую громкий успех криминальную драму "Беспредел", через два года снял продолжение, назвав его "Полный беспредел", а в 2017 г. - третью часть - "Беспредел: последняя глава". В настоящее время он работает над постановкой исторической драмы "Шея" по одноименному роману Китано, в основе которого лежит реальное историческое событие - гибель известного военно-политического лидера Японии Оды Нобунаги (1534-1582).
Всего на счету Такэси Китано около 70 актерских и 20 режиссерских работ, в 24 картинах он выступил в качестве сценариста. В одном из интервью режиссер отметил, что снимает "кино, которое не подлежит классификации" и делает это для того, "чтобы зрители выходили из зала, не зная, что говорить и что думать".
Награды и звания
Китано обладатель множества национальных и международных кинонаград. В частности, в 2013 г. он был удостоен "Азиатской кинопремии" (Asian Film Awards) как лучший режиссер. В 2008 г. на Московском международном кинофестивале Такэси Китано был вручен специальный приз "За выдающийся вклад в мировой кинематограф".
В 2010 г. Китано стал командором французского ордена Искусств и литературы, а в 2016 г. был награжден орденом Почетного легиона.
В 2004 г. Китано был удостоен почетной степени бакалавра наук университета Мэйдзи, откуда ранее был отчислен.
Личные сведения
В 1979 г. Китано женился на Мики Мацуда, участнице комедийного дуэта "Кими и Мити". У пары есть сын Ацуси (род. в 1981) и дочь Сёко (род. в 1982).
По его словам, если бы в юности он не "сбился с пути" и не увлекся сценой и кинематографом, непременно стал бы математиком.
Им написано более 50 книг, в том числе несколько романов, часть из которых были положены им в основу сценариев.
Про себя Китано говорит так: "Я снимался в телешоу, был комиком, актером, режиссером и писателем. Я хочу, чтобы меня запомнили как человека, который никогда не достигал вершины ни в одном деле, но был лучшим в умении делать много вещей одновременно".

{{filterList[filterType]}}