Все новости
Энциклопедия

Коэн, Итан

Происхождение, образование
Итан Коэн (полное имя - Итан Джесси Коэн; Ethan Jesse Coen) родился 21 сентября 1957 г. в г. Сент-Луис-Парк (шт. Миннесота, США). Отец был профессором экономики в Университете Миннесоты, мать - преподавателем истории искусств в Университете Сент-Клауда (шт. Миннесота). Предками Коэна были ашкеназы (евреи, выходцы Центральной Европе).
Итан Коэн и его старший брат Джоэл еще в подростковом возрасте проявили интерес к кинематографу. Зарабатывая стрижкой газонов, они купили любительскую 8-мм кинокамеру и начали переснимать фильмы, транслировавшиеся по телевидению. Все роли исполняли их соседи и школьные друзья.
После окончания школы в 1976 г. Итан Коэн учился в Бард Колледже в Саймонс-Рок (Массачусетс). Позже поступил в Принстонский университет, где в 1979 г. получил степень бакалавра философии.
Сценарист, кинорежиссер
Вместе с братом, окончившим кинематографическое отделение Нью-Йорского университета и уже работавшим на киностудии, они начали писать сценарии для малобюджетных фильмов ужасов. В 1984 г. братья выпустили первый фильм - неонуарный триллер "Просто кровь" о владельце бара, который нанимает частного детектива, чтобы убить свою жену и ее любовника (содержит элементы, ставшие впоследствии характерными для Коэнов, - криминальные истории с неожиданными сюжетными поворотами и черный юмор). В титрах Джоэл был указан как режиссер, а Итан - как продюсер, хотя оба в равной степени участвовали в создании картины (так они работали до 2004 г., а затем стали фигурировать в качестве сорежиссеров и сопродюсеров; впоследствии им дали прозвище "двухголовый режиссер"). Несмотря на слабое финансирование "Просто кровь" получил положительные отзывы кинокритиков и зрителей. Однако следующий их проект - черная комедия Сэма Рэйми "Волна преступности" (1985), снятая по сценарию Коэнов - получил разгромную критику и провалился в прокате. Комедия-фарс "Воспитывая Аризону" (1988) - история влюбленной пары вора-рецидивиста и офицера полиции, похитившей ребенка - получила одобрительные отзывы, а в 2000 г. Американский институт кино внес ленту в список ста самых смешных американских кинокомедий (31-е место).
В 1990-е гг. братья Коэны продолжили работать в жанрах триллер, нуар и черная комедия. В 1990 г. вышла в прокат лента "Перекресток Миллера" о вражде гангстерских групп в эпоху действия сухого закона в США. Далее последовала черная комедия "Бартон Финк" (1991) о молодом драматурге, переживающем творческий кризис, получившая три приза Каннского кинофестиваля, включая "Золотую пальмовую ветвь" и награду за лучшую режиссуру, а также три номинации на кинопремию "Оскар". В 1994 г. при участии Сэма Рэйми братья Коэны выпустили комедию с элементами бурлеска "Подручный Хадсакера", однако она была негативно воспринята зрителями. В свою очередь триллер "Фарго" (1996) о том, как менеджер по продажам решил устроить похищение жены ради денег, но все пошло не по плану получил единодушное одобрение кинокритиков и аудитории. Он принес братьям премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий и приз Британской академии кинематографического и телевизионного искусства (БАФТА) за лучшую режиссуру. Успешной стала и фарсовая комедия "Большой Лебовски" (1998) о безработном, случайно попавшем в центр авантюры по хищению $1 миллиона. Изначально многие из кинокритиков восприняли ее прохладно, однако, в силу обилия юмора и неожиданной концовки, картина впоследствии обрела статус культовой.
Следующим фильмом братьев Коэнов стала комедия "О, где же ты, брат?" (2000) - история путешествия трех беглых каторжников в США времен Великой депрессии. Впоследствии вышли неонуарный триллер "Человек, которого не было" (2001; приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля), романтическая комедия "Невыносимая жестокость" (2003), черная комедия "Игры джентльменов" (2004) и короткометражная история в альманахе "Париж, я люблю тебя" (2006). Однако картины, выпущенные после 2001 г. остались вне крупных кинематографических мероприятий и получили смешанные отзывы кинокритиков.
Совершенно иначе был воспринят драматический триллер братьев Коэнов по одноименному роману американского драматурга Кормака Маккарти "Старикам тут не место" (2007) о наемном убийце, преследующем ветерана Вьетнамской войны, укравшего деньги наркодилеров. За этот фильм братья были удостоены "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, премии БАФТА за лучшую режиссуру, своего единственного "Золотого глобуса" за лучший сценарий и сразу трех "Оскаров" - за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий. В прокате он получил $171 млн при бюджете $25 млн. Следующей работой братьев стала криминальная комедия "После прочтения сжечь" (2007) об агенте ЦРУ, которого шантажировали из-за потери секретных данных. Черная комедия "Серьезный человек" (2009) была отмечена номинацией "За лучший фильм" премии "Оскар".
В 2010-х гг. братья Коэны выпустили четыре картины. Вестерн "Железная хватка" (2010) стал самым кассовым фильмом братьев и одним из самых кассовых вестернов в истории кинематографа - $252 млн сборов при бюджете в $38 млн. Фильм претендовал на премию "Оскар" в 10 номинациях, но не выиграл ни в одной из них. Трагикомедия "Внутри Льюина Дэвиса" (2013), основанная на событиях из жизни американского фолк-музыканта 1960-х гг. Дэйва Ван Ронка, также была одним из основных претендентов на премию "Оскар" и "Золотой глобус", однако завоевала только Гран-при Каннского кинофестиваля (вторая по значимости награда смотра). В 2016 г. вышла комедия "Да здравствует Цезарь!", действие которой происходит в Голливуде 1950-х гг. Фильм был тело принят кинокритиками и почти в три раза окупил свой бюджет. В 2018 г. увидел свет киноальманах в жанре вестерна "Баллада Бастера Скраггса", состоящий из шести новелл, не связанных друг с другом сюжетом.
В 2022 г. Итан Коэн снял документальный фильм об американском певце и авторе песен Джерри Ли Льюисе "Джерри Ли Льюис: Проблемы в голове" - впервые без участия брата.
Всего на счету братьев Коэнов 20 режиссерских работ, сценарии к которым они написали в тандеме. Также они были авторами сценариев к некоторым картинам других режиссеров. Среди них "Волна преступности" Сэма Рейми (1985), историческая драма "Шпионский мост" Стивена Спилберга (2015) и криминальная комедия "Субурбикон" Джорджа Клуни (2017).
Авторский стиль
Кинокритики отмечают, что братья Коэны встали в один ряд с американскими независимыми режиссерами, исследовавшими в кино проблему необъяснимости, непостижимости глубинного содержания человеческого существования. Еще изучая философию в университете, Итан Коэн занимался проблемами коммуникации, взаимопонимания между людьми, существующими каждый в своем жизненном контексте, что и отразилось в фильмах. По мнению критиков, в лентах братьев много интеллектуального подтекста, а их самобытный стиль нередко сочетает в себе бескомпромиссное насилие, отстраненный тон, причудливые образы и сухой абсурдистский юмор. По некоторым данным, Коэны принципиально не разрабатывают план своих сценариев, а просто перекидываются идеями и пишут сцены в хронологическом порядке. Действие многих их картин разворачивается в прошлом, преимущественно в XIX в. и 1930-1950-х гг.
Личные сведения
Итан Коэн с 1990 г. женат на Трише Кук (киноредактор). У них двое детей.

{{filterList[filterType]}}