Все новости
Энциклопедия

Кондратьева, Марина Викторовна

Кондратьева, Марина Викторовна
© Артем Геодакян/ТАСС

Родилась 1 февраля 1934 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье Виктора Николаевича и Елены Ивановны Кондратьевых. Ее родители работали в Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина (ЛПИ; ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Отец - физикохимик, действительный член Академии наук СССР (1953).

После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Марина Кондратьева с родителями проживала в Казани, куда был эвакуирован ЛПИ. Танцевала в составе самодеятельной бригады, выступавшей перед ранеными в госпиталях.
В октябре 1943 г. по рекомендации народной артистки РСФСР балетмейстера Агриппины Вагановой была принята в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии). Окончила его в 1952 г., выпускница балетного класса педагога Галины Петровой. В 1980 г. Марина Кондратьева получила диплом Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС).

Карьера балерины
В 1952-1980 гг. Марина Кондратьева была солисткой балетной труппы Государственного академического Большого театра (ГАБТ). Совершенствовала мастерство под руководством педагога-репетитора ГАБТ Марины Семеновой. Среди исполненных ею партий были: Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева, Мария в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, Гаянэ в одноименном балете Арама Хачатуряна, Джульетта в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева, Водяница в "Коньке-Горбунке" Родиона Щедрина, Жизель в одноименном балете Адольфа Адана, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Ширин в "Легенде о любви" Арифа Меликова, Эола в "Икаре" Сергея Слонимского.
Деятельность в качестве балетмейстера
С 1980 г. по н. в. Марина Кондратьева является балетмейстером-репетитором Большого театра. Среди ее учениц - балерины Галина Степаненко, Надежда Грачева, Наталья Осипова, Анна Тихомирова, Нелли Кобахидзе.
С 1988 г. выступает как балетмейстер-постановщик. Перенесла на сцены зарубежных театров балеты "Спящая красавица" Петра Чайковского (хореография Мариуса Петипа, Королевский балет Новой Зеландии, Веллингтон), "Дон Кихот" Людвига Минкуса (хореография Александра Горского, Корейский национальный балет, Сеул), "Корсар" Адольфа Адана (хореография Мариуса Петипа в редакции Петра Гусева, Центральный балет Китая) и др.
Преподавательская деятельность
В 1980-1987 гг. Марина Кондратьева преподавала в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского, в 1990-2000 гг. - в Московской государственной академии хореографии. Профессор (1999).
Проводила мастер-классы в разных странах мира, преподавала в балетной школе-студии "Миаки" в гор. Мацуяма (префектура Эхимэ, Япония).

Звания, награды
Народная артистка СССР (1976).

Марина Кондратьева награждена орденами "Знак Почета" (1959) и Почета (2001).

Лауреат V Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Варшава, Польша, 1955), премии "Золотая маска" в почетной номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" (2023).

Документальные фильмы о Марине Кондратьевой
Жизни и творчеству балерины посвящены документальные фильмы "Это бесконечное фуэте" (2002, режиссер Эмма Агаджанян) и "Имя музы - Марина" (2009, Никита Тихонов).

{{filterList[filterType]}}