Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в городе Житомир Волынской губернии Российской империи (ныне территория Украины) в семье учителей Павла Яковлевича Королева (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). После развода родителей Сергей в двухлетнем возрасте был увезен матерью в г. Нежин (ныне районный центр Черниговской области Украины), где воспитывался бабушкой и дедушкой. С 1917 г. жил с матерью и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным в Одессе.
В 1924 г. окончил Одесскую профессиональную строительную школу. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт (ныне Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского"), где проучился два года, освоив общие инженерные дисциплины по авиационной технике. Осенью 1926 г. перевелся на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ; ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). По окончании МВТУ в 1930 г. получил специальность инженера-аэромеханика (руководителем его дипломного проекта "Легкомоторный двухместный самолет СК-4" был авиаконструктор Андрей Туполев). В том же году окончил Московскую школу летчиков-планеристов.
Доктор технических наук (ученая степень была присвоена в 1957 г. после осуществления запуска первого искусственного спутника Земли). В 1953 г. был избран членом-корреспондентом, в 1958 г. - действительным членом Академии наук СССР (ныне Российская академия наук, РАН).
Увлечение авиационной и ракетной техникой, работа в ЦАГИ, ГИРД, РНИИ
Еще в юности Сергей Королев проявил интерес к авиационной технике. С 16 лет занимался в планерном кружке Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, участвовал в работе первой конференции планеристов г. Одессы (1924). В 17 лет разработал проект безмоторного самолета К-5. В 1927-1930 гг. был участником Всесоюзных планерных состязаний в г. Коктебеле. Создал планеры "Коктебель" (1929), "Красная звезда" (1930) и др.
С 1927 г. совмещал учебу в МВТУ с работой в конструкторских бюро московских авиационных заводов №22 и №39.
В 1930-1931 гг. - старший инженер, затем руководитель группы Центрального аэрогидродинамического института в Москве (ЦАГИ; с 1935 г. располагается в г. Жуковском Московской обл.).
После знакомства с работами русского ученого, одного из основоположников теоретической космонавтики Константина Циолковского Сергей Королев увлекся ракетной техникой.
В сентябре 1931 г. Сергей Королев стал одним из основателей Группы изучения реактивного движения (ГИРД), созданной в Москве при бюро воздушной техники военно-технической секции научно-исследовательского отдела Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ СССР, ныне ДОСААФ России). Сергей Королев сначала возглавлял технический совет ГИРД, а в 1932-1933 гг. был ее председателем, сменив в этой должности советского ученого и изобретателя Фридриха Цандера.
В октябре 1933 г. на базе ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории в Москве был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ; ныне Исследовательский центр им. М. В. Келдыша) под руководством Ивана Клейменова. Сергей Королев стал заместителем Клейменова, в 1934 г. возглавил отдел крылатых ракет, затем группу ракетных аппаратов.
Под руководством Сергея Королева в 1933 г. были осуществлены пуски первых советских реактивных ракет: в августе - "ГИРД-09" на гибридном топливе конструкции Михаила Тихонравова, в ноябре - "ГИРД-Х" на жидком топливе (проект Фридриха Цандера).
Сергей Королев - жертва сталинских репрессий
В ночь с 27 на 28 июня 1938 г. Сергей Королев был арестован по так называемому "делу РНИИ" по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистской организации. 27 августа того же года решением Военной коллегии Верховного суда СССР его осудили по статьям 58-7 (вредительство) и 58-11 (подготовка к совершению антисоветских преступлений) Уголовного кодекса РСФСР и приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Сначала Королев отбывал наказание на Колыме, а после пересмотра дела в 1939 г. по ходатайству летчиков, Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Михаила Громова - в режимных конструкторских бюро. С 1940 г. работал в ЦКБ-29 НКВД СССР в Москве под руководством Андрея Туполева, с 1942 г. - в ОКБ НКВД СССР при авиазаводе №16 в Казани под руководством Валентина Глушко.
27 июля 1944 г. решением президиума Верховного совета СССР Сергея Королева досрочно освободили со снятием судимости. Полностью он был реабилитирован 18 апреля 1957 г.
Главный конструктор ОКБ-1
После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 г. Сергей Королев был командирован в Германию в качестве сотрудника специальной технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники, в том числе баллистической ракеты "Фау-2" разработки немецкого инженера Вернера фон Брауна.
30 августа 1946 г. Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела №3 Специального конструкторского бюро (СКБ) Научно-исследовательского института №88 (НИИ-88), организованного в том же году в подмосковном г. Калининграде (ныне Королев). После преобразования в 1950 г. отдела №3 в Особое конструкторское бюро (ОКБ-1) он стал его начальником и главным конструктором. Одновременно в 1951-1956 гг. занимал должность заместителя директора НИИ-88. Сергей Королев возглавлял ОКБ-1 (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева), которое в августе 1956 г. вышло из состава НИИ-88, вплоть до своей кончины в 1966 г.
В 1948 г. Королев выступил одним из основателей в МВТУ кафедры "Баллистические ракеты" (ныне кафедра СМ-1 "Космические аппараты и ракеты-носители"). Читал в вузе курс лекций по ракетной технике.
Вклад в создание и развитие ракетно-космической техники
Под руководством Королева были запущены собранная из трофейных комплектующих немецкая ракета "Фау-2" (1947) и первая отечественная баллистическая ракета Р-1 (1948), проведены первые пуски геофизической ракеты Р-1А (1949), баллистической ракеты средней дальности ракеты Р-5 (1953), баллистической ракеты на долгохранимых компонентах топлива Р-11 (1953), межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (1957), а также состоялся первый пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки (1955). Осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли (1957), второго спутника с собакой Лайкой на борту (1957), первых автоматических межпланетных станций на Луну (1959), Марс (1960), Венеру (1961) и др. Разработаны ракеты-носители "Восток" (первый успешный пуск состоялся в 1959 г.), "Молния" (1961). Созданы космические корабли "Восток" и "Восход". На "Востоке-1" совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин (1961), с борта "Восхода-2" Алексей Леонов выполнил первый в истории выход в открытый космос (1965). Были начаты работы по пилотируемому лунному комплексу Н1-Л3 (в 1974 г. работы в рамках советской лунной программы были свернуты), разработан проект корабля "Союз" (первый пилотируемый запуск состоялся в 1967 г.).
Автор и соавтор более 250 научных работ, статей и изобретений. Среди них работы "Ракетный полет в стратосфере" (1934), "Крылатые ракеты" (1944). В 1957-1960-х гг. некоторые статьи публиковались в газете "Правда" под псевдонимом "Профессор К. Сергеев", так как имя конструктора было засекречено. В 1980 г. вышла книга "Творческое наследие Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы".
В 1960-1966 гг. был членом президиума АН СССР.
Кончина
14 января 1966 г. Сергей Королев скоропостижно скончался в Москве. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
Полковник-инженер (1946).
Награды, почетные звания
Дважды Герой Социалистического Труда (1956 - "за создание дальних баллистических ракет", 1961 - "за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту").
Был награжден орденом "Знак Почета" (1945), тремя орденами Ленина (апрель и декабрь 1956, 1957), двумя золотыми медалями "Серп и Молот" (1956, 1961), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945).
Лауреат Ленинской премии (1957; "за создание первого и второго искусственных спутников Земли").
В числе наград ученого-конструктора - Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958).
Почетный гражданин российских городов Королев, Калуга (присвоено посмертно в 1997 г.), а также Байконура (Казахстан, 1970).
Семья
Был дважды женат. Первая супруга - Ксения Максимилиановна Винцентини (1907-1991), хирург. Вторая жена - Нина Ивановна Котенкова (1920-1999), работала переводчиком в НИИ-88. Дочь от первого брака - Наталья (1935-2023), хирург, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР.