Все новости
Энциклопедия

Коста-Гаврас

Происхождение и образование
Коста-Гаврас, настоящее имя Константинос Гаврас, родился 12 февраля 1933 г. в местечке Лутра-Иреас в центральной части греческого полуострова Пелопоннес (юг Греции).
Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949) его отец был арестован по подозрению в симпатиях к коммунизму, и семья перебралась во Францию. Коста-Гаврас начал изучать литературу в Сорбонне, но вскоре бросил университет и поступил в Институт перспективных кинематографических исследований (IDHEC). После его окончания он учился у французского режиссера и сценариста Ива Аллегре, был помощником на картинах Рене Клера и других режиссеров.
Кинематограф
В 1965 г. он дебютировал как режиссер с детективной лентой "Убийцы в спальных вагонах". Картина получила премию Национального совета кинокритиков США в номинации "Лучший иностранный фильм". В 1967 г. снял военную драму "Один человек лишний", рассказывающий о французских бойцах Сопротивления.
В 1969 г. на экраны вышел политический детектив "Дзета", созданный по одноименному роману греческого писателя Василиса Василикоса, в основе которого реальный факт - убийство на антивоенном митинге греческого депутата-демократа Григориса Ламбракиса. В фильме показано расследование, где всплывают доказательства заговора, в котором участвует как полиция, так и верхние эшелоны власти. События происходят в неназванной стране, однако появляются явные отсылки к Греции. Картина отражает отношение Коста-Гавраса к хунте "черных полковников", установившей в Греции в 1967 г. (до 1974 г.) фашистский режим. В одном из интервью он сказал: "Я снял "Дзету", потому что родился в Греции и потому что чувствовал, что хочу что-то сделать. Кто-то подписывает петиции, кто-то выходит на улицу - я что-то делаю как кинорежиссер". За эту работу Коста-Гаврас получил приз жюри Каннского кинофестиваля, "Дзета" была удостоена двух премий "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке и лучший монтаж, а также ряда других наград. Сегодня эта картина считается вершиной режиссерского мастерства Коста-Гавраса.
В 1970 г. он выпустил драму "Признание". В ленте, основанной на мемуарах бывшего заместителя главы МИД Чехословакии Артура Лондона, рассказывается о суде в ноябре 1952 г. над рядом госдеятелей Чехословакии, обвиненных в сионизме, троцкизме и титоизме. После выхода картины Коста-Гавраса обвиняли "в нападении на левых", режиссер заявлял, что "хотел осудить тоталитаризм".
В дальнейшем он не раз обращался к жанру политического триллера или военной драме. В ленте "Осадное положение" (1972) революционеры-партизаны берут в заложники представителя торговой компании из США и в итоге убивают его. "Специальное отделение" (1975) рассказывает о молодых коммунистах-подпольщиках в оккупированной Франции в 1941 г. В основу фильма "Пропавший без вести" (1982) положена история об исчезновении американского журналиста после военного переворота в одной из латиноамериканских стран. Картина "Специальное отделение" принесла Коста-Гаврасу приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, а "Пропавший без вести" получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля и премию "Оскар" за лучший адаптированный сценарий.
Обращался режиссер и к теме нацистских преступлений. В 1989 г. вышла криминальная драма "Музыкальная шкатулка". В центре повествования - адвокат, защищающая своего отца, которого подозревают в пособничестве нацистам во время Второй мировой войны. Картина получила "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля. Драма "Аминь" (2002) критикует бездействие Римско-католической церкви во время Второй мировой войны в отношении евреев. Она была отмечена французской премией "Сезар" за лучший сценарий.
Постепенно от критики тоталитаризма и политических режимов Коста-Гаврас перешел критике капитализма и социальных отношений. Темами его работ стали политика по отношению к мигрантам, экономический кризис, безработица, банкротства. К этой серии относятся ленты "Нож гильотины" (2005), "Рай на Западе" (2009), "Капитал" (2012), "Грекзит" (2019). В одном из интервью режиссер признавался, что считает главной задачей своих фильмов борьбу с системой, "которая становится все более тоталитарной благодаря глобализации".
Всего Коста-Гаврас снял более 20 полнометражных и короткометражных фильмов, большинство из них основано на мемуарах, романах, повествующих о реальных событиях, или на материале документов и свидетельств.
Личные сведения
В 1982-1991 гг. Коста-Гаврас возглавлял Французскую синематеку (один из крупнейших в мире архивов фильмов и документов, связанных с кинематографом). В 2007 г. он вновь занял пост председателя.
Женат на журналистке Мишель Рэй. У них трое детей.

{{filterList[filterType]}}