Все новости
Энциклопедия

Кожедуб, Иван Никитович

100 лет назад, 8 июня 1920 г., родился самый результативный летчик-истребитель Военно-воздушных сил (ВВС) Красной армии в Великой Отечественной войне трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Его биографию специально для ТАСС-ДОСЬЕ подготовил российский историк Алексей Исаев.
Иван Никитич Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в селе Ображиевке Черниговской губернии Украинской ССР (ныне Шосткинский район Сумской области Украины).
Как это часто случается, талант пилота и интерес к небу проснулся не сразу. После школы в 1936 г. Кожедуб стал студентом Шосткинского химико- технологического техникума. Его могла ждать судьба производственника на Шоскинском пороховом заводе, он учился как раз на специалиста по порохам. Потом Кожедуб иногда жалел, что у него не сложилась карьера химика - учился он хорошо. В авиацию он пришел через книгу Чессборо Маккензи- Кеннеди "Летание. Почему и как мы летаем", изданную еще в Российской империи до Первой мировой войны. Потом был Шосткинский аэроклуб, из которого Кожедуба направили в летное училище.
22 декабря 1940 г. нарком обороны СССР издал приказ №0362, согласно которому выпускники авиаучилищ получали звание сержанта. Это был неприятный сюрприз для молодых летчиков, ожидавших лейтенантские "кубари" (знаки различия в виде квадратов на петлицах). Будущий ас оказался среди тех, кого коснулся этот приказ. В январе 1941 г. Иван Кожедуб был выпущен из Чугуевского авиационного училища в звании сержанта, но оставлен в училище инструктором. Однако ему уже нравилось летать. "Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляла мне ни с чем не сравнимую радость", - писал позднее Иван Никитович в своей книге.
На много месяцев его самолетом стал учебный УТИ-4, модификация истребителя И-16 1930-х гг. Кожедуб выполнил на нем 2 тыс. 144 посадки и налетал 327 часов и 46 минут. Больше ему предстояло налетать только на Ла-5, и то ненамного, - 357 часов и 43 минуты. В октябре 1941 г. училище эвакуировали в Среднюю Азию, в Узбекистан. Кожедуб оставался сержантом, только в феврале 1942 г. ему было присвоено звание "старший сержант".
Иван Кожедуб просился на фронт, осенью 1942 г. его просьба была удовлетворена. Он был зачислен в 240-й полк майора Игнатия Солдатенко. Полк только покинул ад боев подСталинградом, будучи в четвертый раз выведен на переформирование. За десять (!) дней от него осталось лишь несколько летчиков во главе с командиром. К моменту зачисления в полк у Кожедуба было около 500 часов налета, в том числе 50 часов на истребителях И-16 и Ла-5, почти запредельный для выпускников 1942 г. показатель. 240-й полк получил новые Ла-5 и в марте 1943 г. вернулся на фронт.
До конца войны Кожедуб воевал на самолетах советского производства Ла-5 и Ла-7. Это был его вполне сознательный выбор. Когда Ивана Кожедуба спросили о поставлявшемся в СССР по ленд-лизу американском истребителе "Аэрокобра", он прямо ответил: "Кобра"... Что "кобра"? Она как трамвай - хорошо тянет, просторно, удобно. А "лавочкин", тот как жеребец!" Это яркое, образное высказывание показывает, что на стороне Ла-5 и Ла-7 были динамические характеристики. Которые искупали худшую, как сейчас бы сказали, эргономику советских самолетов и высокую температуру в кабине "лавочкиных" ввиду особенностей системы охлаждения двигателя и масла. Кроме того, приверженность к определенному типу самолетов это сугубо индивидуальное пристрастие летчика.
Первая встреча будущего аса с противником состоялась 26 марта 1943 г. во время отражения налета противника на аэродром базирования полка. В тот день все пошло не так - ведущего лейтенанта Ивана Габуния Кожедуб потерял, а при попытке атаковать самолет Messerschmitt Bf 110 ("Мессершмитт бэ- эф-110, Ме-110) противника только в последний момент заметил заход на него Ме-109. Ла-5Ф Кожедуба получил несколько попаданий. Однако боевое крещение состоялось, и главное, Иван Кожедуб выжил в первом бою. 15 мая 1943 г. он получил офицерское звание, став младшим лейтенантом. Первую воздушную победу Кожедуб одержал на 32-м боевом вылете 6 июля 1943 г., сбив пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 ("Юнкерс Ю-87").
Сильной стороной Кожедуба была техника пилотирования. Характерный эпизод произошел 7 июля 1943 г., когда у него закончилось горючее на возвращении на аэродром, но летное мастерство позволило Кожедубу благополучно спланировать с остановившимся мотором и посадить "лавочкин". Также Кожедуб проявил командирские навыки, даже на подбитом самолете он не оставил свою группу и привел ее на аэродром. За проявленное мужество в битве на Курской дуге Иван Никитович был награжден орденом Красного Знамени. Далее Кожедуб участвовал в контрнаступлении под Курском, уже в составе 5-й воздушной армии Степного фронта. В целом Кожедуб получил возможность проявить себя в грандиозном воздушном сражении, происходившем летом 1943 г., и воспользовался этим шансом. 5 августа 1943 г. ему было присвоено звание лейтенанта, а 20 августа он стал командиром эскадрильи.
Следующая возможность проявить себя последовала буквально через несколько недель, с началом битвы за Днепр. Переправы через эту реку подвергались постоянным атакам люфтваффе. В ходе беспрецедентной в истории советских ВВС серии воздушных боев 30 сентября - 12 октября 1943 г. на счет Кожедуба было записано сразу 14 самолетов противника. По итогам боев над Днепром Иван Кожедуб был представлен к званию Героя Советского Союза. Оно было ему присвоено 4 февраля 1944 г. Дважды Героем Советского Союза Кожедуб стал 19 августа того же года, а трижды Героем Советского Союза - 18 августа 1945 г.
Приказом НКО СССР №0178 от 2 июля 1944 г. 240-й истребительный авиаполк стал 178-м гвардейским. К тому моменту Иван Кожедуб был капитаном и заместителем командира полка. Последние в Великой Отечественной войне победы Кожедуб одержал под Берлином, 17 апреля 1945 г., сбив два истребителя Focke-Wulf Fw 190 ("Фокке-Вульф эф-ве-190").
Иван Кожедуб - наиболее результативный летчик-истребитель антигитлеровской коалиции во всей Второй мировой войне, включая тихоокеанский театр военных действий. На его счету по боевым документам числится 64 сбитых самолета противника. Это результат недавних архивных изысканий. Ранее считалось, что на счету Кожедуба 62 сбитых самолета противника.
В целом карьера Кожедуба это пример успеха талантливого пилота, попавшего на фронт уже с большим налетом в качестве инструктора. Второй такой пример в советских ВВС - дважды Герой Советского Союза Кирилл Евстигнеев.
Отдельный вызывающий споры вопрос - якобы имевшие место встреча и бой Ивана Кожедуба с реактивным немецким истребителем Ме-262. Оперативными документами 176-го гвардейского истребительного авиаполка факт боя с реактивным "мессершмиттом" не подтверждается. Упоминаний о такой встрече просто нет. Появившиеся позднее описания боя - художественное преувеличение, что никак не умаляет реальных заслуг Ивана Кожедуба. Ме-262 все же был редкой птицей и встреча с ним сама по себе являлась большой редкостью. В советских ВВС были летчики, записавшие на свой счет реактивные машины с фиксацией этого факта в оперативных документах. Однако Кожедуб в их числе не упоминается.
С реактивными противниками Ивану Кожедубу предстояло столкнуться уже на другой войне - в небе Кореи. 17 ноября 1950 г. он был назначен командиром 324-й Свирской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии, а 7 декабря дивизия убыла в Китай, участвовала в боях над территориями Северной Кореи и Китая. Для Ивана Кожедуба командировка закончилась в феврале 1952 г. До 1978 г. он занимал различные должности в ВВС СССР. Умер 8 августа 1991 г. в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Помимо трех звезд Героя Советского Союза, Иван Кожедуб был награжден двумя орденами Ленина (1944, 1978), семью орденами Красного Знамени (дважды в 1943, дважды в 1945, а также в 1951, 1968, 1970), двумя орденами Красной Звезды (дважды в 1955), орденами Александра Невского (1945), Отечественной войны I степени (1985), иностранными наградами.

{{filterList[filterType]}}