Все новости
Энциклопедия

Курихара, Комаки

Происхождение, образование, начало актерской карьеры
Комаки Курихара родилась 14 марта 1945 г. в Токио, ее отец был драматургом, мать - актрисой. Училась в Токийской балетной школе, в том числе у педагогов из Большого театра. Благодаря им Курихара познакомилась с русской культурой, литературой и театром и сохранила интерес к ним на всю жизнь. Окончив балетную школу в 1963 г., она поступила в училище при драматическом театре "Хаюдза", в репертуаре которого были классические пьесы европейских авторов. В 1966 г. вошла в его труппу, а в следующем году дебютировала в кино. Уже в 1968 г. Комаки Курихаре была присуждена премия Ассоциации режиссеров Японии за роль Ирины в телеспектакле по чеховской пьесе "Три сестры".
Кино
В 1967-1971 гг. Комаки Курихара снялась в нескольких кино- и телефильмах разных жанров, в т. ч. криминальных драмах: "Сага о Магоити" (1969), "Мы умираем просто так" и "Волки" (1971). Успех пришел к ней в 1972 г. после выхода на экран драмы "Ресторан "Синобугава" (реж. Кэй Кумаи). В этом фильме она сыграла официантку Сино, вынужденную из-за трудных жизненных обстоятельств поддерживать отношения с нелюбимым, но обеспеченным человеком. За эту роль в 1973 г. в Японии она была признана лучшей актрисой года (фильм также стал лучшим; в СССР он был показан на Московском кинофестивале, ММКФ, в июле 1973 г. и был номинирован на приз за лучшую режиссуру).
По инициативе Комаки Курихары японские продюсеры предложили советским кинематографистам идею совместного кинопроекта о девушке из Хиросимы, приехавшей учиться в балетную школу при Большом театре. Сценарий был написан при участии Александра Митты и Эдварда Радзинского специально под Курихару. Одна из тем ленты - последствия атомной бомбардировки Хиросимы: героиня Курихары умирает в Москве от наследственной лейкемии, ставшей результатом атаки на город. Главную мужскую роль - скульптора Владимира - исполнил Олег Видов, режиссерами выступили Митта и Кэндзи Ёсида. По воспоминаниям Митты, Курихара работала по 14 часов ежедневно - помимо репетиций с советскими актерам, занималась с преподавателями русского языка (освоила язык, сама озвучивала роль), с балетмейстерами. Фильм, вышедший в прокат в 1974 г., имел невероятный успех как в СССР, так и в Японии.
В том же году в Японии Курихара снялась в исторической драме "Публичный дом №8", которая была номинирована на "Оскар" в 1976 г. как "лучший фильм на иностранном языке".
В 1976 г. вышел второй советско-японский фильм с Курихарой в главной роли - "Мелодии белой ночи" (с советской стороны в качестве сценариста и режиссера участвовал Сергей Соловьев). Фильм рассказывает о любви японской пианистки и русского композитора (мужские роли исполнили Юрий Соломин и Александр Збруев). В 1979 г. Курихара появилась в эпизоде в советском фильме-катастрофе "Экипаж" Александра Митты, а в 1988 г. снялась у него в главной роли в советско-японской драме "Шаг" (о борьбе с эпидемией полиомиелита в Японии в 1959 г.).
Курихара неоднократно была гостем Московского, Ташкентского и других советских и российских кинофестивалей, входила в состав жюри ММКФ. В 2006 г. она возглавила жюри четвертого Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске, на котором была отмечена премией "Золотая тайга" за вклад в киноискусство. В 2013 г. на XI Международном кинофестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого" во Владивостоке была награждена специальным призом губернатора Приморского края.
По словам актрисы, за время съемок в СССР и участия в российских фестивалях она приобрела много друзей среди наших деятелей кино. В их числе были Владимир Высоцкий и Олег Табаков.
Курихара также снималась в фильмах с участием немецких, британских и китайских кинематографистов. Всего Комаки Курихара сыграла примерно в 30 кинокартинах.
Театр
В разные годы на сцене "Хаюдзы" и других театров Комаки Курихара была задействована в пьесах Шекспира, Шиллера, Шоу, Чехова, Горького и др. Сыграла таких героинь, как Джульетта, Дездемона, леди Макбет, Мария Стюарт, Элиза Дулитл, Нина Заречная, Раневская, Васса Железнова. Работала со многими выдающимися режиссерами, в т. ч. из нашей страны. Так, по ее приглашению Анатолий Эфрос в 1981 г. первым из советских режиссеров поставил в Японии - в токийском театре "Тоэн" - чеховскую пьесу "Вишневый сад", в которой Курихара сыграла Раневскую. Позже в одном из интервью Эфрос назвал Комаки Курихару звездой, которую "любят все в Японии", но которая "совершенно не избалована". По его словам, она обладает "особой внутренней грацией, тактом, вкусом и умом". В 1986 г. Курихара работала с Сергеем Юрским, который поставил в "Хаюдзе" спектакль по пьесе Самуила Алёшина "Тема с вариациями" о сложных отношениях между двумя мужчинами и женщиной.
Примерно с середины 2000-х гг. Курихара, являющаяся сторонницей русской театральной школы, возглавляет собственный театр антрепризы, в котором ставятся в основном спектакли по произведениям наших классиков и современных драматургов. Она часто приглашает к сотрудничеству российских режиссеров, а также выступает в этой роли сама. Один из громких проектов театра последних лет - новый спектакль по пьесе "Вишневый сад" в постановке ее младшего брата - режиссера, сценариста и писателя Эйдзи Каку (2017). В нем актриса вновь сыграла Раневскую.
В последние годы Комаки Курихара также занимается разработкой театральных костюмов. Она лауреат многих международных и япоских театральных наград.
Общественная деятельность
Комаки Курихара сотрудничает с ЮНЕСКО в рамках программ помощи детям Восточной Азии, входит в руководство Японско-китайской ассоциации культурного обмена. Она принимает участие в организации фестивалей российской культуры в Японии, для отбора спектаклей часто приезжает в Россию. В 2009 г. удостоена российского ордена Дружбы за вклад в развитие дружественных отношений и укрепление культурных связей между РФ и Японией.

{{filterList[filterType]}}