Все новости
Энциклопедия

Кустодиев, Борис Михайлович

Родился 7 марта 1878 г. в Астрахани в семье выходцев из духовного сословия. Его отец, Михаил Кустодиев (1841-1879), преподавал в Астраханской духовной семинарии. Мать, Екатерина Смирнова (1854-1919), была дочерью протоиерея. После смерти отца семья проживала во флигеле, арендованном в доме состоятельного купца. По мнению исследователей, сцены провинциальной купеческой жизни, которые наблюдал Борис Кустодиев, в значительной мере определили жанровую направленность его будущего творчества. Интерес к живописи появился у него после посещения в родном городе в 1889 г. выставки произведений художников-передвижников.

В 1892 г. Борис Кустодиев окончил Астраханское духовное училище. В 1892-1896 гг. учился в Астраханской духовной семинарии. Одновременно, с 1893 г. в Астрахани брал уроки живописи у художника Павла Власова.
В мае 1896 г., покинув семинарию по собственному желанию, пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не прошел по возрастному цензу.
В 1896-1903 гг. учился в Императорской академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге. Сначала занимался в мастерской Василия Савинского, со второго курса - у Ильи Репина.

В 1901 г. выполненный Кустодиевым портрет художника Ивана Билибина был удостоен малой золотой медали на международной выставке в Мюнхене (Германия). В том же году Илья Репин пригласил своего ученика участвовать в работе над картиной "Торжественное заседание Государственного совета" (1901-1903). В итоге Борис Кустодиев написал более двадцати портретных этюдов и правую часть холста.
В 1903 г. за дипломную картину "Базар в деревне" был удостоен золотой медали ИАХ с правом годичной поездки за границу на средства академии.
В 1904 г. занимался в Париже (Франция) в студии Рене Менара. В том же году, вернувшись в Россию, стал членом-учредителем творческого объединения "Новое общество художников" (Константин Богаевский, Александр Гауш, Михаил Латри и др.).
В 1905-1907 гг. Борис Кустодиев сотрудничал с петербургскими сатирическими журналами "Жупел" и "Адская почта".
В 1907-1910 гг. был членом Союза русских художников, с 1910 г. - художественного объединения "Мир искусства" (Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин и др.). В 1909 г. был избран членом ИАХ.
С 1916 г. из-за опухоли спинного мозга мог передвигаться только в инвалидном кресле, однако не прекращал активную творческую деятельность.
Художник положительно воспринял Февральскую революцию 1917 г., его отношение к Октябрьской революции 1917 г. было неоднозначным.
В 1918 г. принимал участие в оформлении Петрограда (впоследствии Ленинград, ныне Санкт-Петербург) в связи с годовщиной Октябрьской революции.
В 1920 г. в Доме искусств в Петрограде состоялась единственная прижизненная персональная выставка произведений Бориса Кустодиева.
В 1923 г. вступил в Ассоциацию художников революционной России.
Борис Кустодиев скончался 26 мая 1927 г. в Ленинграде на 50-м году жизни. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 г. прах и надгробный крест перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Живопись
Борис Кустодиев начинал свой творческий путь как художник-портретист, преимущественно работавший в реалистическом направлении. Будучи студентом ИАХ, он выполнил портреты писателя Даниила Мордовцева, художников Дмитрия Стеллецкого и Ивана Билибина (все - 1901), Василия Матэ (1902). Среди более поздних произведений этого жанра - "Портрет священника и дьякона" (1907), "Монахиня" (1908), портреты Ренэ Нотгафт (1909), Николая Рериха (1913), автопортрет (1912) и др.
В середине 1900-х гг. начал писать картины, посвященные русским традициям и праздникам, провинциальному, крестьянскому и купеческому быту. Среди них: "Ярмарка" (1906), "Гулянье на Волге" (1909), "Деревенский праздник" (1910, 1914), "Масленица" (1916, 1920), "Масленичное катанье" (1916), "Сельский праздник" (1919), "Троицын день" (1920). Как писал в своих воспоминаниях певец Федор Шаляпин (его портрет Кустодиев создал в 1922 г.): "Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей".
Широкую известность получила галерея женских типов кисти Кустодиева: портреты жены (1903, 1920), "Купчиха" (1915), "Красавица" (1915), "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1925-1926, написана на обороте собственной ранней картины - "На террасе", 1906).
К числу наиболее известных работ на революционную тематику относятся "Большевик" (1920) и "Октябрь в Петрограде" (1927). Ритм новой жизни общества при советской власти художник отразил в картинах "Праздник в честь открытия ІІ конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого" (1921) и "Ночной праздник на Неве" (1923), написанных по заказу Петроградского Совета.
В 1920 г. Борис Кустодиев создал для коллекционера и художника Исаака Бродского серию из 26 акварельных рисунков "Русь". В их числе: "Купец в шубе", "Купчиха на прогулке", "Купчиха с покупками", "Извозчик в трактире", "Половой", "Трактирщик", "Сундучник", "Булочник".
Произведения Бориса Кустодиева находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) Астраханской государственной картинной галерее им. П. М. Догадина, Пермской государственной художественной галерее, Национальном художественном музее Белоруссии (Минск) и др.
Работа для театра
Борис Кустодиев также работал как театральный художник. В середине 1910-х гг. он создал декорации к спектаклям Московского художественного театра "Смерть Пазухина" по пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина (1914) и "Осенние скрипки" по произведению Ильи Сургучева (1915). Также он разработал эскизы к постановкам опер "Вражья сила" Александра Серова (1920, Петроградский академический театр оперы и балета) и "Царская невеста" Николая Римского- Корсакова (1920, Петроградский Народный дом), спектаклям "Ревизор" и "Тяжба" по произведениям Николая Гоголя (1919, 1920, Петроградский Малый драматический театр), "Посадник" по драме Алексея Толстого (1922, Ленинградский академический театр драмы) и др.
Книжная иллюстрация
Борис Кустодиев иллюстрировал произведения русских писателей и поэтов: повести "Тарас Бульба" (1902) и "Шинель" (1906) Николая Гоголя, детские рассказы Александра Серафимовича (1907), "Песню о купце Калашникове" Михаила Лермонтова (1910), рассказы Льва Толстого (1911), стихотворения Николая Некрасова (1921), Надежды Павлович (1925), Самуила Маршака (1925) и др. Также он выполнил иллюстрации для книги "Детям о Ленине" (1926) и оформил обложку русскоязычного издания романа американской писательницы Фанни Херст "Золотые перезвоны" (1927).

Семья
Был женат на Юлии Евстафьевне Прошинской (1880-1942). Сыновья - Кирилл (1903-1971) и Игорь (род. 1907, умер в младенчестве), дочь - Ирина (1905-1981).

Память
В 1959 г. в Ленинграде на фасаде дома №7 по Введенской улице, где художник проживал в 1915-1927 гг., была открыта мемориальная доска. В 2011 г. памятная доска была установлена на доме №21 по Елецкой улице в Лебедяни (Липецкая область), где он гостил и работал в августе - сентябре 1926 г.
В 2002 г. в Астрахани был открыт дом-музей Бориса Кустодиева.
В 2020 г. имя Бориса Кустодиева было присвоено аэропорту Астрахани. Оно было выбрано большинством участников голосования в рамках проекта "Великие имена России".
Улицы, названные в честь Бориса Кустодиева, расположены в Астрахани, Санкт-Петербурге и Кинешме (Ивановская область).

{{filterList[filterType]}}