Родился 15 октября 1814 г. в Москве. Его отцом был капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), род которого происходил из Шотландии и восходил к поэту XIII века Томасу Лермонту. Мать, Мария Михайловна (в девичестве Арсеньева, 1795-1817), была дочерью помещика.
После смерти матери воспитание Михаила Лермонтова взяла на себя бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845). Будущий поэт провел детство в ее имении Тарханы (ныне находится на территории села Лермонтово Белинского района Пензенской области). В 1820 и 1825 гг. выезжал с ней на воды - Кавказские минеральные источники.
С 1827 г. Михаил Лермонтов проживал в Москве. В 1828-1830 гг. учился в Благородном пансионе при Московском университете, в 1830-1832 гг. был студентом нравственно-политического отделения университета. Лето обычно проводил в подмосковной усадьбе Середниково, принадлежавшей его родственникам.
Жизненный и творческий путь
В 1828 г. Михаил Лермонтов начал писать стихи. Ранний период его творчества характеризуется большой интенсивностью: в 1828-1832 гг. он сочинил свыше 300 стихотворений и поэм ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Джюлио", "Последний сын вольности", "Исповедь" и др.), трагедию в стихах "Испанцы".
Летом 1832 г. Лермонтов переехал в Санкт-Петербург. Не сумев оформить перевод в Петербургский университет, осенью поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (с 1864 г. - Николаевское кавалерийское училище). Почти не писал стихотворений, но работал над романом "Вадим", действие которого разворачивалось во время пугачевского восстания (1832-1834, не окончен).
В ноябре 1834 г. Михаил Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе.
В 1835 г. в петербургском журнале "Библиотека для чтения" появилось его первое печатное произведение - поэма "Хаджи Абрек" (вероятно, было размещено без ведома автора).
В 1835-1836 гг. работал над стихотворной драмой "Маскарад" (ее основная редакция была опубликована с искажениями в 1842 г., полностью - в 1873 г.), сочинял историческую поэму "Боярин Орша" (опубликована в 1842 г.) и сатирическую повесть в стихах "Сашка" (опубликована в 1882 г., не окончена). В 1836 г. работал над социально-бытовым романом "Княгиня Лиговская" (опубликован в 1882 г., не окончен).
Началом зрелого этапа творчества Лермонтова принято считать 1837 г. В стихотворении "Смерть поэта", созданном сразу после гибели на дуэли Александра Пушкина (опубликовано в 1858 г.), выступил с обобщающей оценкой исторического, всенародного значения Пушкина, а также подверг обвинению правящие круги, "жадною толпой стоящие у трона" и равнодушные к славе России, олицетворенной в убитом поэте. Стихотворение быстро разошлось в списках и сделало имя автора широко известным. Произведение, оцененное при императорском дворе как "бесстыдное вольнодумство, более чем преступное" (докладная записка Александра Бенкендорфа Николаю I), навлекло на автора политические преследования. В феврале 1837 г. Михаил Лермонтов был арестован и переведен из гвардии прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, куда вскоре выехал через Москву.
В том же году в майском номере петербургского журнала "Современник" было опубликовано стихотворение Лермонтова "Бородино". Оно стало выражением патриотического умонастроения поэта, его увлечения героическим прошлым России.
По пути к месту ссылки поэт побывал в Кизляре, Тамани, Ставрополе, Тифлисе и др. Его интерес к быту и нравам кавказских народов, к их поэзии отразился в записи турецкой сказки "Ашик-Кериб" и в поэме "Беглец", основанной на "горской легенде" (обе опубликованы в 1846 г.). В творчестве Лермонтова утвердилась кавказская тема, разнообразно представленная в его поздних произведениях.
В октябре 1837 г. благодаря хлопотам бабушки поэта - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вышел Высочайший указ о переводе Лермонтова в лейб-гвардейский Гродненский гусарский полк (располагался в Новгородской губернии). В январе 1838 г. Михаил Лермонтов возвратился в Санкт-Петербург, в феврале прибыл в расположение полка, в апреле был вновь определен к первому месту службы - в лейб-гвардейский Гусарский полк в Царском Селе.
В 1838 г. опубликованы его поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Тамбовская казначейша" (под названием "Казначейша", с сокращениями). Поэт был принят в аристократических и литературных кругах Петербурга, посещал литературные салоны, пользовался расположением поэтов пушкинского круга, в т. ч. Василия Жуковского и Петра Вяземского. С начала 1839 г. постоянно печатался в журнале "Отечественные записки". В феврале того же года при дворе состоялось чтение 8-й, окончательной редакции поэмы "Демон" (по специально подготовленному списку, опубликованному частично в 1842 г.), над которой Лермонтов работал с 1829 г. Высочайшим приказом в декабре 1839 г. он был произведен из корнетов в поручики.
В апреле 1840 г. был издан роман Лермонтова "Герой нашего времени" (три из пяти его новелл - "Тамань", "Бэла" и "Фаталист" - ранее появлялись в журнальных публикациях как самостоятельные произведения), в октябре того же года - единственный прижизненный сборник "Стихотворения М. Лермонтова", включавший 26 стихотворений, поэмы "Песня про... купца Калашникова" и "Мцыри". Издания вызвали многочисленные отклики критиков, в т. ч. Виссариона Белинского и Степана Шевырева.
В феврале 1840 г. Михаил Лермонтов дрался на дуэли с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом (1818-1859), ее формальной причиной стал обмен колкостями на балу. За участие в дуэли поэт был арестован, предан военному суду и в апреле 1840 г. переведен в действующую армию на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Летом и осенью 1840 г. в составе Чеченского отряда левого фланга Кавказской линии принимал участие в экспедициях в Большую и Малую Чечню, походе в Темир-Хан-Шуру, в сражении на реке Валерик (описано в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право...", 1840). За проявленную храбрость дважды представлялся к награде и дважды был вычеркнут из наградных списков лично Николаем I.
В феврале 1841 г., получив двухмесячный отпуск, Михаил Лермонтов прибыл в Петербург, участвовал в подготовке второго издания романа "Герой нашего времени". В марте, намереваясь полностью посвятить себя литературной деятельности, попытался выйти в отставку, но получил отказ. В начале апреля Лермонтову было предписано покинуть столицу и отбыть на Кавказ. По дороге к месту службы задержался в Пятигорске. В этом городе он поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым (1815-1875).
27 июля (15 июля по старому стилю) 1841 г. вблизи Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, 26-летний поэт был убит. Его похороны состоялись 29 июля (17 июля по старому стилю) на пятигорском кладбище. Здесь тело поэта покоилось более 8 месяцев. В январе 1842 г. Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю I с просьбой о перевозке тела в Тарханы, разрешение было получено. 5 мая (23 апреля по старому стилю) 1842 г. прах Михаила Лермонтова захоронили в Тарханах в фамильной часовне-усыпальнице Арсеньевых.
Характеристика творчества
В центре ранней поэзии Михаила Лермонтова находится образ лирического героя, обладающего ярко выраженной индивидуальностью. Зачастую конфликт героя с миром и людьми мотивируется высокими идеалами, устремленностью к иному порядку бытия. В зрелом творчестве поэт чаще высказывался от имени "другого" ("Казачья колыбельная песня", 1840; "Завещание", 1841), увеличил число символических и аллегорических стихотворений философского содержания ("Три пальмы", 1839; "Тучи", 1840). В сборник 1840 г. Лермонтов включил стихотворения, в которых личность автора, не исчезая и не теряя индивидуальности, отодвинута на второй план. Стилистическое своеобразие его поэзии определялось взаимодействием разнородных традиций - "элегической школы" Василия Жуковского, гражданской и философской лирики 1820-1830-х гг. и др. В дальнейшем творчество Лермонтова оказало влияние на столь разных по стилю поэтов, как Николай Некрасов, Александр Блок и Владимир Маяковский.
Ранние драмы Лермонтова соотносятся с его юношеской лирикой и проникнуты сходными настроениями. Драма в стихах "Маскарад", созданная на пороге зрелого этапа творчества, раскрывает трагизм судеб мыслящих людей современной поэту России, показывает их порывы и заблуждения. В центре внимания автора находились проблема личности и раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей. Художественное содержание драмы многослойно, образ главного персонажа - дворянина Евгения Арбенина - неоднозначен. Не являясь классическим положительным героем и заключая в себе мощную энергию отрицания и неверия, Арбенин, пережив крушение идеалов, намеревается изменить жизнь и противопоставить себя пропитанному пороками "светскому обществу", частью которого является. Осознание нерасторжимости связей с этим обществом, не прощающим герою стремления к отступничеству, обусловливает трагическую развязку.
Проза Михаила Лермонтова, наряду с прозой Александра Пушкина и Николая Гоголя, стала высшим достижением в отечественной литературе 1830-х гг. Произведение "Герой нашего времени" принято рассматривать как первый опыт русского социально-психологического романа. В нем на конкретном современном материале, на примере судьбы офицера Григория Печорина - человека лермонтовского поколения - совершается ревизия основных романтических ценностей, ставятся кардинальные религиозно-философские вопросы. Роман, ставший новаторским в жанровом отношении, составлен из пяти сюжетно самостоятельных новелл ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист"), объединенных вокруг фигуры Печорина. Новеллы расположены не в хронологической последовательности, а так, что образ "героя нашего времени" постепенно "приближается" к читателю благодаря смене повествователей с разными точками зрения. Разные аспекты проблематики этого романа оказались актуальны для Ивана Тургенева, Федора Достоевского, Льва Толстого и других писателей, значительно повлияв на русскую прозу второй половины XIX в.
Память, признание
В Ставропольском крае находится город Лермонтов. Именем поэта названы улицы во многих городах России.
Имя Михаила Лермонтова носят театры в Грозном, Ставрополе, Абакане, Алма-Ате (Казахстан). В его честь назван астероид главного пояса 2222 Lermontov.
В Пензенской области находится Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы", в Пятигорске - Государственный музей-заповедник Лермонтова, в Москве - Дом-музей Лермонтова. Памятники поэту установлены в Москве, Пятигорске, Пензе, Грозном и др.
Его жизни и творчеству посвящены многочисленные книги и статьи, а также документальные фильмы "Лермонтов" (1984, режиссер Александр Косачев), "Следствие по делу поручика Лермонтова" (2014, Алексей Панков), "Неизвестный Лермонтов" (2014, Андрей Данилин) и др.