Родилась 20 июля 1924 г. в Москве в семье Михаила (Моисея) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. Ее отец был инженером-экономистом. После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. он ушел добровольцем на фронт, пропал без вести. Татьяна Лиознова вместе с матерью, сотрудницей Наркомата черной металлургии, была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург).
В 1942 г. вернулась в столицу, поступила в Московский авиационный институт. После первого семестра забрала документы. В 1943 г. начала учиться на режиссерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова). Окончила его с отличием в 1949 г. Выпускница мастерской народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После окончания вуза получила распределение на Киностудию им. М. Горького. Однако вскоре была уволена по сокращению штатов, вместе с матерью шила одежду на заказ.
Творческая деятельность
В 1950 г. Татьяна Лиознова работала ассистентом режиссера Сергея Герасимова на съемках художественно-документального фильма "Освобожденный Китай".
В 1952 г. вместе с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила в Вахтанговском театре спектакль "Седая девушка" по пьесе китайских авторов Хэ Цзинчжи и Дин Ни.
В 1953 г. Татьяна Лиознова была восстановлена на Киностудии им. М. Горького в качестве художественного руководителя творческо-производственного объединения юношеских фильмов (занимала эту должность до 1982 г.).
В 1953 г. в соавторстве с Владимиром Беляевым написала пьесу "Голубая звезда" по мотивам китайских народных сказок (была поставлена в Московском театре юного зрителя, одну из ролей в ней исполнил малоизвестный на тот момент актер Ролан Быков), в 1957 г. - "Легенда страны утренней свежести" по мотивам корейского фольклора.
С 1957 г. Татьяна Лиознова работала режиссером-постановщиком на Киностудии им. М. Горького. Ее дебютной лентой стала военная драма "Память сердца" (1958), главные роли в которой исполнили Андрей Попов и Тамара Макарова.
В первой половине - середине 1960-х гг. вышли еще три фильма режиссера: мелодрама "Евдокия" по роману Веры Пановой (1961), драма "Им покоряется небо" (1963) и мелодрама "Рано утром" по повести Веры Пановой (1966).
Широкую известность в качестве режиссера Татьяне Лиозновой принесла мелодрама "Три тополя на Плющихе" (1968) по рассказу Александра Борщаговского с участием актеров Олега Ефремова и Татьяны Дорониной. Эта кинокартина получила зрительское признание, обусловленное целым рядом факторов. К их числу относятся как тонкая драматургия сюжета и достоверное воплощение образов главных героев - деревенской женщины и городского таксиста, так и запоминающееся музыкальное сопровождение (его главной темой стала песня "Нежность" на музыку Александры Пахмутовой и стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова).
В 1973 г. состоялась премьера 12-серийного телефильма Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" по роману Юлиана Семенова. Разведчик Максим Исаев (Макс Отто фон Штирлиц) в исполнении Вячеслава Тихонова и группенфюрер СС Генрих Мюллер в исполнении Леонида Броневого стали узнаваемыми экранными образами и персонажами фольклора. Сам же сериал вошел в число классических работ отечественного кинематографа. Этому способствовали умелая режиссура, мастерская игра актеров, захватывающий сюжет и точно подобранное музыкальное сопровождение. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев. Сочиненные им темы - лирические, тревожные, философские - подчеркивали сущность эпизодов, усиливали эффект от визуального восприятия разворачивавшихся на экране событий. Большую популярность получили прозвучавшие песни на музыку Микаэла Таривердиева и стихи Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона - "Мгновения" ("Не думай о секундах свысока...") и "Песня о далекой Родине" ("Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня..."). Художественными средствами в "Семнадцати мгновениях весны" были глубоко раскрыты и объемно показаны темы патриотизма, любви к Родине, верности долгу. Телефильм многократно демонстрировался на отечественном телевидении, неизменно привлекая зрительское внимание.
Татьяна Лиознова также поставила комедийную мелодраму "Карнавал" на основе рассказа Анны Родионовой и социальную драму "Мы, нижеподписавшиеся" по пьесе Александра Гельмана (обе - 1981), а также телефильм "Конец света с последующим симпозиумом" по произведению американского драматурга Артура Копита (1986).
Являлась членом Союза кинематографистов РФ.
Преподавательская деятельность
С 1952 г. Татьяна Лиознова преподавала во ВГИКе. В 1975-1981 гг. вместе с народным артистом СССР Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.
Кончина
Татьяна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 г. в Москве на 88-м году жизни. Урна с прахом захоронена на столичном Донском кладбище.
Звания, награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Народная артистка СССР (1984).
Татьяна Лиознова была награждена орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени (1969), Октябрьской революции (1982), Почета (1996), "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней (1999, 2009).
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), специального приза президента РФ "За выдающийся вклад в развитие российского кино" (2000).
Личные сведения
Ее названая дочь, Людмила Лисина, занимается сохранением творческого наследия режиссера.
Память, признание
В 2016 г. в Москве на фасаде здания Киностудии им. М. Горького была установлена памятная доска, посвященная Татьяне Лиозновой.
В июле 2024 г. стало известно, что имя Татьяны Лиозновой будет присвоено улице, пролегающей от Калужского шоссе до границ 105-го квартала по территории кинопарка "Москино" в Красной Пахре (Троицкий и Новомосковский административные округа столицы).
Жизни и творчеству режиссера посвящены документальные фильмы "Татьяна Лиознова. Моя железная леди" (2009, режиссер Ирина Комарова), "Татьяна Лиознова. Мгновения" (2013, Андрей Эшпай), "До и после Штирлица" (2024, Александр Тяпов) и др., а также книга "Татьяна Лиознова. Мгновения прекрасной и яростной жизни" (2024, автор Валентин Свининников).