Все новости
Энциклопедия

Матисс, Анри

Ранние годы
Анри Матисс (полное имя - Анри Эмиль Бенуа Матисс) родился 31 декабря 1869 г. в г. Ле-Като-Камбрези (на северо-востоке Франции) в семье коммерсанта. Провел детство в соседнем г. Боэн-ан-Вермандуа, где его отец торговал зерном и содержал лавку. Начальное образование получил в колледже и лицее г. Сен-Кантен (в 23 км от Боэн-ан-Вермандуа). В 1887 г. продолжил учебу в Париже, где получил юридическую подготовку, со следующего года работал клерком в адвокатской конторе в Сен-Кантене.
Рано увлекшись живописью, Анри Матисс брал уроки рисования в Сен-Кантене. В 1890 г. начинающий художник создал свою первую картину - "Натюрморт с книгами". Оставив юридическую карьеру, в следующем году он переехал в Париж и поступил в частную Академию Жюльена, где учился академической живописи у Вильяма-Адольфа Бугро. Продолжил образование в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств у живописца и графика Гюстава Моро (1826-1898), близкого французскому символизму. Первыми работами Матисса стали выполненные по просьбе Моро копии натюрмортов "малых голландцев" (направление традиционной голландской живописи XVII в.) и французского живописца Жан-Батиста Шардена (1699-1779).
Первые самостоятельные произведения художника отличали темные палитры и тяготели к монохромности ("Интерьер с читающей женщиной", 1895). В 1896 г. с успехом прошла выставка его работ в салоне Национального общества изящных искусств. Тогда же Матисс познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном Питером Расселом, другом Ван Гога и Клода Моне, который, по словам Матисса, познакомил его с теорией света. В 1898 г. художник уехал в Лондон, где изучал творчество живописца Уильяма Тёрнера (1775-1851) и проникся идеями постимпрессионизма. Под впечатлением от работ Тёрнера были созданы картины "Скалы и море" (1897) и "Нотр-Дам" (ок. 1901), отличающиеся интенсивностью палитры. Впоследствии художник испытал влияние другого признанного мастера постимпрессионизма - Поля Сезанна ("Посуда на столе", 1900).
В 1899 г. из-за разногласий с новым наставником Школы изящных искусств, сменившим скончавшегося Моро, Анри Матисс покинул академию и некоторое время брал уроки у портретиста Эжена Каррьера (1848-1906). Тогда же начал изучать и скульптуру (всего создал свыше 60 скульптурных работ). После знакомства в 1904 г. с художником-неоимпрессионистом Полем Синьяком Матисс освоил приемы дивизионизма - живописной техники, предполагающей разложение цветового фона на "чистые" цвета ("Роскошь, покой и наслаждение", 1904-1905).
Зрелый период творчества
В середине 1900-х гг. вокруг Матисса и других учеников Гюстава Моро объединилась группа художников, получившая название фовистов (от фр. fauves, "дикие звери"; название восходит к статье французского критика Луи Вокселя, который, находясь под впечатлением от увиденной на выставке среди авангардных работ художников неоклассической статуи, назвал ее "Донателло среди диких зверей"). Став первыми представителями авангардизма, они выступали против живописных традиций XIX в. и много экспериментировали с цветом и освещением. Фовисты заявили о себе на выставках 1905 и 1906 г., где представили яркие и красочные полотна ("Женщина в шляпе", "Вид Коллиура").
В 1908 г. Матисс открыл в Париже собственную мастерскую и опубликовал "Заметки живописца" - программное произведение, где он раскрыл свои идеи об "уравновешенном, чистом, спокойном искусстве". Тогда же художник увлекся мусульманскими арабесками, иранской миниатюрой и негритянской пластикой, а также итальянским Кватроченто (ранний период итальянского Возрождения). В этот период он создавал оригинальные композиции, в которых сочетал "чистые", контрастные цвета и плоские, лишенные объема формы ("Статуэтка и вазы на восточном ковре", 1908, "Натюрморт с голубой скатертью", 1909). Самым известным произведением этого направления стали панно "Танец" и "Музыка", созданные в 1910 г. для особняка русского предпринимателя и коллекционера Сергея Щукина в Москве. Наряду с североамериканскими меценатами Сергей Щукин стал одним из первых покровителей художника, высоко оценивших его работы, на его деньги живописец существенно поправил свое материальное положение и приобрел особняк в г. Иси-ле-Мулино (неподалеку от столицы).
В 1909 г. Матисс оставил Париж и поселился в Иси-ле-Мулино, где открыл студию и создал ряд картин-интерьеров ("Красная мастерская", "Мастерская художника" 1911). В 1910-1911 г. художник побывал в Испании и Марокко, где изучал мавританское искусство и архитектуру ("Вход в касбу", 1912, "Арабская кофейня", 1913), в 1911 г. по приглашению Щукина посетил Санкт-Петербург и Москву.
Поздний период
С 1918 г. Матисс в основном работал в Ницце, где создавал на холстах светлые интерьеры и причудливые орнаменты, а затем обратился к т. н. одалискам: женским образам на фоне многоцветных интерьеров и узоров ("Одалиска в красных шароварах", 1921). В 1925 г. он побывал в Южной Италии и Сицилии, в 1930 г. - на Таити (Французская Полинезия) и в США, где выполнил декоративное панно в институте Барнса в Мерионе (Филадельфия).
С 1930-х гг. Матисс в основном занимался графикой, создавал оформления балетов (в т.ч. Русских балетов Дягилева и Монте-Карло), иллюстрировал книги. В 1939 г. он вернулся в Ниццу, а с 1943 г. жил в основном в г. Ванс (на юго-востоке Франции). В связи с перенесенной в 1941 г. тяжелой операцией на кишечнике художник долгое время был прикован к постели. Поэтому для экономии сил он освоил технику декупажа - составление коллажей из окрашенной гуашью бумаги (альбом "Джаз", 1947). Впоследствии художник пользовался этим приемом в оформлении витражей, панно, ковров. Последней большой работой Матисса стал ансамбль Капеллы Розария в женском доминиканском монастыре Ванса (1947-1951). В 1952 г. в Ницце открылся прижизненный музей Матисса, куда попали собственноручно отобранные им полотна.
Последние годы художник страдал от астмы и проблем с сердцем. Скончался от сердечного приступа 3 ноября 1954 г. в Ницце.
Личные сведения
В 1898-1939 г. Матисс состоял в браке с Амели Парейр. В этом браке родились сыновья Жан-Жерар (1899-1976) и Пьер (1900-1989). Матисс также воспитывал дочь Маргариту, родившуюся в 1894 г. от гражданской жены Каролин Жобло.

{{filterList[filterType]}}