Все новости
Энциклопедия

Мессерер, Борис Асафович

Мессерер, Борис Асафович
© ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

Родился 15 марта 1933 г. в Москве. Его отец - артист балета и балетмейстер, народный артист СССР Асаф Мессерер (1903-1992). Мать - Анель Судакевич (1906-2002) - была актрисой немого кино, затем работала художником по костюмам для кино и театра. Двоюродная сестра - народная артистка СССР балерина Майя Плисецкая (1925-2015).

В 1956 г. Борис Мессерер окончил Московский архитектурный институт, где учился у художника и скульптора Александра Дейнеки, а также посещал мастерскую графика Артура Фонвизина.

Творческая деятельность
В 1961 г. первой работой Бориса Мессерера в качестве театрального художника стало оформление спектакля "Третье желание" по пьесе Вратислава Блажека в театре-студии "Современник" (ныне Московский театр "Современник").
В 1963 г. в Государственном академическом Большом театре (ГАБТ) он создал декорации к балету "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Прокофьева. В 1967 г. выступил в ГАБТ автором сценографии балета "Кармен-сюита" (поставлен на основе оперы Жоржа Бизе "Кармен", оркестрованной Родионом Щедриным). В дальнейшем в Большом театре были представлены еще два балета с его сценографией - "Конек-горбунок" Родиона Щедрина (1999) и "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича (2003).
В 1990-1998 гг. Борис Мессерер был главным художником Московского художественного театра им. А. П. Чехова. В этот период он создал декорации к спектаклям "Горе от ума" по пьесе Александра Грибоедова (1992), "Преступление и наказание" по мотивам произведения Федора Достоевского (1997), "Привидения" по пьесе Генрика Ибсена (1997) и др.
В общей сложности Борис Мессерер является автором сценографии более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в театрах разных городов СССР и России.
Художник также оформил несколько телевизионных фильмов и фильмов-спектаклей. Среди них: "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" по мотивам произведений Астрид Линдгрен (1971, режиссеры Маргарита Микаэлян и Валентин Плучек), "Лев Гурыч Синичкин" по водевилю Дмитрия Ленского (1974, Александр Белинский), "Двенадцать стульев" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1976, Марк Захаров), "Романовы. Венценосная семья" (2000, Глеб Панфилов).
Борис Мессерер создавал костюмы для ансамблей народного танца, занимался станковой живописью, графикой, коллажем.
Выступал как иллюстратор и оформитель книг. В 1960-1970-х гг. с его иллюстрациями были изданы книги писателей Николая Панова, Виктора Финка, Николая Атарова, Анатолия Рыбакова и др. В 1977 г. Борис Мессерер проиллюстрировал сборник "Сны о Грузии", включавший стихи, поэмы и переводы его супруги - Беллы Ахмадулиной. В 1978 г. принял участие в оформлении самиздатовского альманаха "Метрополь", в котором были опубликованы тексты, не допускавшиеся цензурой к официальной печати.
Действительный член Российской академии художеств, входит в состав президиума этой организации.
Автор книг
В 2016 г. Борис Мессерер выпустил мемуары "Промельк Беллы". В 2022 г. была издана его книга "Жизнь переходит в память. Художник о художниках".

Звания, награды
Народный художник РФ (1993).

Борис Мессерер награжден орденами Почета (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008) и Дружбы (2013).
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 и 2001 гг.

Обладатель театральной премии "Хрустальная Турандот" в категории "За долголетнее и доблестное служение театру" (2008).

Личные сведения
Был дважды женат. Первая супруга - балерина Нина Чистова (род. 1931). Сын - художник Александр Мессерер (род. 1960). Второй женой была поэтесса и переводчица Белла Ахмадулина (1937-2010).

Фильм о художнике
Жизни и творчеству Бориса Мессерера посвящен пятисерийный документальный фильм "Монолог свободного художника" (2013, режиссер Татьяна Малова).

{{filterList[filterType]}}