Все новости
Энциклопедия

Моне, Клод

Происхождение
Клод Моне (полное имя – Оскар Клод Моне) родился 14 ноября 1840 г. в Париже, его отец был бакалейщиком. В 1845 г. семья переехала в портовый город Гавр (север Франции).
Начало творчества
Клод Моне с детства увлекался рисованием, в школьные годы на обложках тетрадей изображал шаржи на учителей. К 15 годам он уже получил известность в Гавре как карикатурист и начал продавать свои рисунки в единственной картинной лавке города. Вместе с его карикатурами выставляли работы мариниста Эжена Будена, который в отличие от традиций того времени создавал их не в мастерской, а на природе. Моне, пообщавшись с художником, проникся написанием картин на открытом воздухе. Позднее он вспоминал, что у него "словно пелена спала с глаз".
В 1859 г. Моне поступил в Парижскую школу изящных искусств (ныне – Национальная высшая школа изящных искусств), однако его не устроил академический подход к живописи, и вскоре он перестал ходить на занятия. Вместо этого он посещал галереи и выставки (в т.ч. Парижский салон), где познакомился с Камилем Писсарро – одним из основоположников импрессионизма (фр. Impressionnisme – впечатление).
В 1859-1860 гг. Моне учился в художественной Академии Сюиса в Париже, где преподавание велось в свободной форме.
В 1861 г. Моне призвали в армию и отправили в Алжир (с первой половины XIX в. до 1962 г. – колония Франции). Однако вместо положенных семи лет служба продлилась лишь два года – Моне заболел брюшным тифом. После лечения он вернулся в Гавр.
В ноябре 1862 г. он снова уехал в Париж, где занимался в ателье швейцарского художника Шарля Глейра. Там он познакомился с такими мастерами, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они выезжали в окрестности Парижа, в т. ч. в лес Фонтенбло, и писали картины с натуры.
Творчество
В 1860-х гг. Моне начал исследовать изменения цвета в зависимости от освещенности. Картина "Завтрак на траве" (1866) стала первой работой, написанной в студии по наброскам, сделанным на пленэре (техника изображения объектов при естественном свете). Ее главной особенностью является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей.
Успех к Моне пришел с картиной "Камилла, или портрет дамы в зеленом платье" (1866), на которой изображена его будущая жена. Она же была натурщицей и для многих других его картин, в т. ч. "Женщины в саду" (1866), где с нее были написаны три женщины. Перед тем как начать работу, Моне долго ждал нужного освещения и только после этого приступал к написанию картин. К концу 1860-х гг. Клод Моне окончательно выработал технику раздельных мазков чистого цвета (несмешанными красками) для создания эффектов игры света.
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уехал в Англию. Там он познакомился с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, купившим большую часть его картин. Кроме того, он представлял его почти на всех выставках Общества французских художников.
В 1874 г. в Париже прошла совместная выставка Моне, Ренуара, Писарро, Дега и Сислея. На ней французский журналист Луи Леруа, увидев картину Моне "Впечатление. Восход солнца" (1872), сказал, что "обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление". Художников в насмешку он назвал "импрессионистами" (впечатленцами). Это название вскоре закрепилось за представителями целого направления в искусстве, утратив негативное значение. Всего было организовано восемь выставок импрессионистов (последняя – в 1886 г.).
В 1883 г. художник приобрел дом в деревне Живерни в Верхней Нормандии. Перед ним он разбил большой сад с десятками видов цветов, при этом подбирал растения так, чтобы в цветении они сменяли друг друга. Впоследствии Моне купил еще участок, через который протекала небольшая речка. Именно там он создал искусственный пруд, который засадил несколькими специально выписанными по каталогу видами белых, желтоватых и розовых кувшинок.
С 1899 г. Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня, в 1904-1922 гг. он работал над серией панно "Кувшинки". В нее вошли около 250 картин, выполненных в технике масляной живописи.
Клод Моне изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. В числе самых знаменитых серий, помимо "Кувшинок", "Стога" (1890-1891, 22 картины), "Тополя" (1892, 20), "Руанский собор" (1892-1894, 30), "Мост Чаринг-Кросс" (1899-1904, 37).
В 1912 г. Клоду Моне была диагностирована двойная катаракта. После двух операций у него изменилось восприятие цвета – он стал видеть в голубоватых, лиловых оттенках. Так, он изобразил белые лилии в фиолетовых тонах ("Водяные лилии", 1916).
Личные сведения, кончина
Был дважды женат. Первая жена (1870-1879) – Камилла Донсье. В этом браке родились сыновья Жан (1867) и Мишель (1878). Вторая жена (1892-1911) – Алиса Ошеде.
Клод Моне скончался 5 декабря 1926 г. от рака легких в возрасте 86 лет. Был похоронен на церковном кладбище в Живерни.
В настоящее время полотна Клода Моне представлены в самых крупных музеях мира – музее Орсе в Париже, Национальной галерее в Лондоне, а также в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве.

{{filterList[filterType]}}