Родился 23 декабря 1858 г. (11 декабря 1858 г. по старому стилю) в гор. Озургети Кутаисской губернии Российской империи (ныне край Гурия, Грузия) в семье Ивана Васильевича Немировича-Данченко (1804-1863) и Александры Каспаровны Ягубян (1829-1914). Его отец был офицером Русской императорской армии, мать происходила из семьи коллежского асессора.
Учился в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1876 г. После этого поступил на физико-математический факультет Императорского московского университета (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), но в 1879 г. оставил университет, не окончив его. В студенческие годы увлекся театральной критикой, публиковался в журналах и газетах под разными псевдонимами.
Литературная деятельность
В 1881 г. Владимир Немирович-Данченко написал свою первую пьесу "Шиповник", которая вскоре была поставлена в Малом театре (ныне Государственный академический Малый театр России). В это же время был опубликован его первый рассказ "На почтовой станции", а позднее были напечатаны его романы "На литературных хлебах", "Мгла", "Старый дом (Мертвая ткань)", "Драма за сценой", "Губернаторская ревизия", "В степи" и пьесы "Ёлка", "Последняя воля", "Новое дело", "Золото", "Цена жизни", "В мечтах".
Работа в драматическом театре
Владимир Немирович-Данченко являлся приверженцем идеи Константина Станиславского о необходимости разработки принципов актерского "искусства переживания" для сценической передачи художественной правды. По итогам их многочасовой встречи, состоявшейся 3 июля (19 июня по старому стилю) 1897 г. в ресторане "Славянский базар" на Никольской улице Москвы, было принято решение создать общедоступный театр.
В апреле 1898 г. было создано товарищество для учреждения театра и заключен договор между его членами. Первоначально в состав товарищества вошли десять человек, в т. ч. Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский, а также меценаты Савва и Сергей Морозовы. Общая сумма первых паевых взносов составила 25 тыс. руб., на эти деньги для показа спектаклей был арендован театр "Эрмитаж" на Каретном ряду. Открытию театра предшествовала продолжительная работа по выбору авторов и репертуара, созданию единых стилистических принципов актерского исполнения, проведению репетиций. Основа труппы была сформирована из воспитанников Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где с 1891 г. сценическое искусство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая и др.), и участников спектаклей Общества искусства и литературы под руководством Станиславского (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.).
26 октября (14 октября по старому стилю) 1898 г. открылся Московский художественно-общедоступный театр (с 1901 г. - Московский художественный театр, МХТ, с 1919 г. - Московский художественный академический театр, МХАТ), в котором Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра, а Станиславский отвечал за сценическое воплощение постановок. При этом вплоть до 1905 г. крупнейшие спектакли, благодаря которым происходило становление нового театра, создавались совместными усилиями. В их числе постановки пьес Антона Чехова "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишневый сад".
Владимир Немирович-Данченко был также инициатором привлечения к драматургической деятельности Максима Горького, помогая ему советами при создании первых пьес ("Мещане" и "На дне"), впоследствии поставленных на сцене МХТ, а также ввел в репертуар театра пьесы Генрика Ибсена ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся", "Столпы общества", "Росмерсхольм").
В 1902 г. МХТ начал работать в новом помещении (бывший дом купца Георгия Лианозова) в Камергерском проезде (с 1923 г. - проезд Художественного театра, с 1992 г. по н. в. - Камергерский переулок). В 1906 г. труппа театра посетила с гастролями Германию и Австро-Венгрию.
Заметными событиями в российском театральном процессе начала XX в. стали осуществленные Немировичем-Данченко постановки классических произведений "Юлий Цезарь" Уильяма Шекспира, "Иванов" Антона Чехова, "Борис Годунов" Александра Пушкина, "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского, "Живой труп" Льва Толстого, "Нахлебник" Ивана Тургенева, "Смерть Пазухина" Михаила Салтыкова-Щедрина, "Каменный гость" Александра Пушкина и др.
Последней постановкой МХТ до Октябрьской революции 1917 г. стал спектакль "Село Степанчиково" по повести Федора Достоевского, поставленный Немировичем-Данченко и Станиславским.
В 1920-х гг. под руководством Немировича-Данченко проходил процесс реорганизации МХАТа, в ходе которого была обновлена труппа театра, в репертуаре стали появляться имена новых советских драматургов. На сцене театра были поставлены спектакли по пьесам "Пугачевщина" и "Любовь Яровая" Константина Тренёва, "Блокада" Всеволода Иванова, "Половчанские сады" Леонида Леонова. Значительным вкладом в театральное искусство стали инсценировки романов Льва Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), постановки "Грозы" Александра Островского (1934), "Горя от ума" Александра Грибоедова (1938), "Трех сестер" Антона Чехова. Последней работой Немировича-Данченко стала пьеса "Кремлевские куранты" Николая Погодина (1942), за которую режиссер-постановщик был удостоен Сталинской премии I степени.
Работа в музыкальной студии
В 1919 г. Владимир Немирович-Данченко организовал Музыкальную студию при МХТ (другое название - Комическая опера, с 1926 г. - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, ныне Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Постановки нового коллектива сочетали в себе драму и оперу, публике были представлены оперетты французских композиторов: "Дочь Анго" Шарля Лекока и "Перикола" Жака Оффенбаха.
В 1925-1926 гг. Музыкальная студия выступала с гастролями в Европе и США.
В 1926 г. Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко начал работать в здании бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке, д. 17. В этом же помещении функционировал Оперный театр им. К. С. Станиславского. Театры имели две дирекции и один оркестр, который входил в штат Музыкального театра.
В 1933 г. в состав театра был временно включен балетный коллектив под руководством балерины Викторины Кригер.
В 1941 г. Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко объединился с Оперным театром им. К. С. Станиславского.
Общественная и профессиональная деятельность
После Октябрьской революции 1917 г. Владимир Немирович-Данченко входил в состав членов Центротеатра (высший орган, управлявший театрами РСФСР в 1919-1920 гг.), принимал участие в реформировании Большого театра (ныне Государственный академический Большой театр России), а также являлся одним из основателей и редакторов журнала "Культура театра", издававшегося в 1921-1922 гг.
В 1926-1927 гг. сотрудничал с американскими киностудиями: написал ряд сценариев, в т. ч. по мотивам своих пьес, однако ни одного проекта в Голливуде не реализовал.
С 1940 г. был председателем в комитете по Сталинским премиям в области литературы и искусств.
В 1943 г. по инициативе Владимира Немировича-Данченко была создана Школа-студия при МХАТ, с того же года носящая его имя.
Являлся автором идей синтеза "трех восприятий" (социального, психологического и театрального), о "втором плане сценической жизни актера" и о "зерне" образа (близкое учению о "сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте", о "физическом самочувствии" и др.
Последние годы жизни и кончина
После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Владимир Немирович-Данченко непродолжительное время жил в Нальчике (Кабардино-Балкарская АССР, ныне Кабардино-Балкария, РФ), затем в Тбилиси (Грузинская ССР, ныне Грузия), а осенью 1942 г. вернулся в Москву.
Владимир Немирович-Данченко скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 г. в Москве на 85-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Звания, награды
Народный артист СССР (1936; наряду с Константином Станиславским и 11 другими деятелями культуры стал первым в стране обладателем этого почетного звания).
Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1936) и Ленина (1937), а также прусским орденом Красного орла (1906). Лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943).
Семья
С 1886 г. был женат на Екатерине Бантыш (настоящая фамилия Корф, 1858-1938). Сын Михаил Немирович-Данченко (1894-1962) - артист музыкальной студии при МХАТе. Внук Василий Немирович-Данченко (р. 1940) - заслуженный артист России, заведующий музыкальной частью МХТ им. А. П. Чехова.
Брат - русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (1845-1936).