Все новости
Энциклопедия

Паркер, Алан

Происхождение, начало творческой деятельности
Алан Паркер родился 14 февраля 1944 г. в Лондоне в рабочей семье (отец был маляром, мать - портнихой). Получив среднее образование, начал работать в рекламном бюро. Сначала писал слоганы и тексты к роликам, а потом стал сам их снимать. Впоследствии он назвал этот период "школой киноискусства".
В 1974 г. снял две короткометражные ленты, а в 1975 г. - военную драму для телевидения "Эвакуированные". Лента получила две награды - американскую "Эмми" (за лучший иностранный телефильм) и британскую БАФТА за лучшую режиссуру.
Карьера в кинематографе
В 1976 г. Алан Паркер по собственному сценарию поставил полнометражный музыкальный гангстерский фильм-пародию "Багси Мэлоун", в котором все роли исполнили дети и подростки, включая 14-летнюю Джоди Фостер. Лента была отмечена премией БАФТА в пяти номинациях, в т. ч. за лучший сценарий.
Следующий фильм - драма "Полуночный экспресс" (1978) - был создан в соавторстве с начинающим сценаристом и режиссером Оливером Стоуном. В основу сюжета была положена реальная история американца Билли Хейса, который за попытку вывезти из Турции 2 кг гашиша был приговорен к смертной казни, однако смог бежать из тюрьмы. Фильм получил три премии БАФТА, включая за лучшую режиссуру, шесть американских кинонаград "Золотой глобус", в т. ч. в номинации "лучший фильм", а также два "Оскара" (за лучшие сценарий и саундтрек). Лента стала культовой, а Паркер приобрел всемирную известность.
Всего режиссер снял более 20 фильмов, для многих из них он сам писал сценарии, а некоторые и продюсировал. По его словам, он не стремился "охватить все разнообразие жанров", а выбирал интересные темы и "средства их выражения". В одном из интервью Паркер признался, что не любил научную фантастику и компьютерные эффекты. В ряде лент отражены левые взгляды Паркера, которые он сохранил, будучи выходцем из рабочей среды (например, лента 1994 г. "Дорога на Вэлвилл" является пародией на жизнь представителей высшего общества). Большое влияние на становление Паркера как режиссера оказало творчество Андрея Тарковского.
В числе наиболее известных картин Паркера мюзикл "Стена" (1982; основан на одноименном альбоме британской рок-группы Pink Floyd); антивоенная драма "Птаха" (1984), триллер "Сердце Ангела" (1987); криминальная драма "Миссисипи в огне" (1988) и мюзикл "Эвита" (1996) о жизни супруги аргентинского президента Эвы Перон (главную роль сыграла Мадонна). Паркер много снимал в Голливуде, однако подчеркивал, что является "английским режиссером, временно работающим в Америке".
Неоднократно появлялся на экране в работах других режиссеров в роли самого себя, а также снялся в эпизодах в двух своих картинах.
Общественная деятельность
В 1997-1999 гг. режиссер возглавлял Британский институт кинематографии, а в 1999-2004 гг. - созданный при его участии Британский совет по вопросам кино (существовал до 2011 г.). Был одним из основателей Гильдии режиссеров Великобритании (1983). С 2013 г. является почетным президентом Европейской федерации кинорежиссеров.
В разные годы читал лекции в киношколах многих стран.
Признание
Творчество Алана Паркера отмечено множеством наград. В общей сложности его фильмы были удостоены 19 премий БАФТА, десяти "Золотых глобусов" и десяти "Оскаров" в разных номинациях. В числе его наград британская премия D&AD President’s Award (1980), которая присуждается за наибольший творческий вклад в развитие дизайна и рекламы.
В 1995 г. за заслуги перед британской киноиндустрией он был удостоен ордена Британской империи, а в 2002 г. королева Елизавета II пожаловала Паркера в рыцари (его стали называть сэр Алан Паркер).
Был почетным доктором ряда британских университетов.
Личные сведения
Алан Паркер был женат на Лизе Моран (продюсер). От первого брака с Энни Инглиш имел трех сыновей (Александер Джеймс, Джек Уильям и Натан Чарлз) и дочь Люси Кейт.
Автор ряда книг, в т. ч. бестселлера, написанного по сценарию "Багси Мэлоун" (1976).
Рисовал карикатуры и шаржи (карандаш, акварель, чернила, а также с помощью iPad), создавал коллажи. Юмористические зарисовки вошли в несколько сборников "историй в картинках", посвященных кинематографии.

{{filterList[filterType]}}