Родился 12 апреля 1918 г. в Костроме. Его отец, Алексей Дмитриевич Попов, в 1935-1958 гг. был главным режиссером Центрального театра Красной армии (ЦТКА; с 1951 г. - Советской армии, ЦТСА; с 1993 г. - Центральный академический театр Российской армии). Мать - Анна Александровна - до рождения сына работала врачом, затем была домохозяйкой.
В 1939 г. Андрей Попов окончил студию при ЦТКА, курс Владимира Благообразова.
Театральная карьера
В 1940 г. был принят в труппу Центрального театра Красной армии, на сцене которого проработал около 34 лет. Начинал с эпизодических ролей - начальник всеобуча в спектакле "Пархоменко" по роману Всеволода Иванова (1941), писарь в постановке "Сталинградцы" по пьесе Юрия Чепурина (1944) и др. В 1951 г. исполнил главную роль Хлестакова в комедии Николая Гоголя "Ревизор", которую поставил его отец. В целом на сцене театра Армии Андрей Попов был занят более чем в 25 спектаклях. Среди его работ: Петруччио в комедии "Укрощение строптивой" Уильяма Шекспира (1960), Росс в спектакле "Последняя остановка" по пьесе Эриха Марии Ремарка (1957), Епиходов и Войницкий в спектакле "Вишневый сад" по одноименному произведению Антона Чехова (1965, 1970), Тургенев в "Элегии" Павла Павловского (1968), Карфункель в "Часовщике и курице" по пьесе Ивана Кочерги (1969), старшина Васков в постановке "А зори здесь тихие" по повести Бориса Васильева (1971) и др.
В 1958 г. ЦТСА покинул Алексей Попов (отец актера), и в 1963 г. Андрей Попов был назначен главным режиссером театра. Однако за десять лет руководства ЦТСА он поставил лишь пять спектаклей, предпочитая выходить на сцену в качестве актера. Его лучшими режиссерскими работами стали сказка по пьесе Екатерины Борисовой "Солдат и Ева" (1965; совместно с Андреем Муатом) и музыкальная комедия Пьетро Гаринеи и Сандро Джованнини "Ринальдо идет в бой" (1969). В эти годы в театре работали режиссеры Давид Тункель, Борис Эрин, Михаил Буткевич, Мария Кнобель и др. В середине 1960-х гг. ведущим режиссером ЦТСА стал ученик Алексея Попова и Марии Кнобель Леонид Хейфец. В 1966 г. он выпустил спектакль "Смерть Иоанна Грозного" по трагедии Алексея Толстого, главную роль в котором исполнил Андрей Попов. По мнению театральных критиков, "Смерть Иоанна Грозного" Леонида Хейфеца стала одной из лучших постановок в истории отечественного театра, а роль Андрея Попова признана его лучшей театральной работой.
В феврале 1966 г. актер вошел в число 25 деятелей культуры и науки, подписавших открытое письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу против "частичной или косвенной реабилитации" Иосифа Сталина.
В 1968 г. стал преподавателем Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в 1973 г. ему было присвоено звание профессора.
В 1973 г. Андрей Попов ушел из Центрального академического театра Советской армии из-за разногласий с Главным политическим управлением Советской армии и Военно-Морского флота СССР, которое курировало театр. Разногласия главным образом касались обновления репертуара ЦТСА: военное руководство настаивало на увеличение доли военно-патриотических постановок.
В 1974 г. по приглашению Олега Ефремова актер перешел в труппу Московского художественного академического театра СССР им. М. Горького. Одновременно в 1976-1979 гг. возглавлял Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (ныне - Электротеатр Станиславский), который в 1970-х гг. пребывал в кризисе. Благодаря Андрею Попову и его ученикам - Анатолию Васильеву, Борису Морозову, Иосифу Райхельгаузу - театру Станиславского удалось вернуть зрительский интерес к своим спектаклям.
Во МХАТе Андрей Попов был занят в нескольких спектаклях, поставленных Олегом Ефремовым. Среди его ролей: Галилей в "Жизни Галилея" по пьесе Бертольда Брехта (1975), Лебедев в "Иванове" и Сорин в "Чайке" по пьесам Антона Чехова (оба - 1975), Жуковский в "Медной бабушке" (1975), Кушак в "Утиной охоте" Александра Вампилова (1979). Его последняя работа - роль отца Кафки в спектакле "Отец и сын" Марка Розовского (1981), созданного по мотивам произведений Франца Кафки.
Работа в кино
В кино Андрей Попов дебютировал в 1930 г. в эпизодической роли в комедии своего отца "Крупная неприятность", затем более десяти лет не снимался. В 1947 г. был приглашен на роль Николая в военной драме "Марите" режиссера Веры Строевой. Всего актер снялся почти в 40 художественных фильмах. В числе его лучших работ: Дюковский в комедии "Шведская спичка" (1954; реж. Константин Юдин), Яго в трагедии "Отелло" (1955; Сергей Юткевич), поручик Василий Назанский в драме "Поединок" по повести Александра Куприна (1957; Владимир Петров), английский летчик Ральф Чадвик в военной драме "Память сердца" (1958; Татьяна Лиознова), Петруччо в комедии "Укрощение строптивой" (1961; Сергей Колосов), писатель Новиков в фильме "Палата" (1964; Георгий Натансон), Ефрем Соломатин в "Учителе пения" (1972; Наум Бирман), слуга Захар в экранизации романа Ивана Гончарова "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1980; Никита Михалков), ростовщик Потап Лоскутков в музыкальной комедии "Сватовство гусара" (1979; Светлана Дружинина) и др. В 1970-1980 гг. также снимался в телевизионных картинах ("Возвращение", "Степной король Лир", "Любовь Яровая", "Кафедра" и др.).
Кроме работы в театре и кино, занимался дубляжом иностранных фильмов. В частности, им был озвучен персонаж Бурвиля (настоящее имя - Андре Робер Рембур) в популярной кинокомедии французского режиссера Жерара Ури "Большая прогулка" (1966). Кроме того, Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей по произведениям Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", Максима Горького "Бывшие люди", Ги де Мопассана "Забытые свидетели" и др., рассказов Антона Чехова, Ивана Бунина, Константина Паустовского.
Последние годы жизни
В последние годы жизни преподавал в Школе-студии МХАТ.
В 1983 г. приступил к репетициям у Анатолия Васильева в трагедии Уильяма Шекспира "Король Лир". Спектакль ставился во МХАТе специально для Андрея Попова, однако остался незавершенным в связи со смертью актера.
Андрей Попов скончался 10 июня 1983 г. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Звания, награды
Народный артист СССР (1965). Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967) и Октябрьской Революции (1978).
Лауреат Сталинской премии (1950), которую получил за роль журналиста Слёзкина в спектакле "Степь широкая" по пьесе Николая Винникова.
Семья, признание
Супругой актера была Ирина Владимировна Македонская, артистка балета Большого театра, театральный режиссер.
Жизни и творчеству Андрея Попова посвящен один из фильмов документального цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.