Все новости
Энциклопедия

Попович, Марина Лаврентьевна

Родилась 20 июля 1931 г. на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской обл. РСФСР. Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 г.

Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1951 г. окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 г. окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ г. Саранска (Мордовская АССР, ныне Республика Мордовия), в 1962 г. - Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).

После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне АО "НПО НИИИП-НЗиК"). В 1954-1955 гг. была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы г. Саранска, с 1958 г. - летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 г. начала осваивать реактивные самолеты.
В 1962 г. приняла участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале, однако в космонавты не попала.
В 1963 г. была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 г. – летчик-испытатель на базе Государственного краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной - военным летчиком-испытателем 1-го класса.
Летом 1965 г. на самолете Як-25РВ установила рекорд скорости полетов машин этого класса, пройдя замкнутый маршрут длиной 2 тыс. км со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 г. пролетела на Як-25РВ по маршруту Волгоград - Москва - Астрахань - Волгоград 2 тыс. 510 км, превысив тогдашний рекорд американки Жаклин Кокран на 344 км.
В 1978 г. была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.
В 1979-1984 гг. работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22. В последнем рекордном полете воздушное судно преодолело расстояние в 1 тыс. км со скоростью выше 600 км/ч и с грузом в 50 т.
Всего Марина Попович установила более 100 авиационных рекордов, из которых десять зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет составил около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.
Марина Попович скончалась 30 ноября 2017 г. в возрасте 86 лет в Краснодаре. Похоронена с воинскими почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище (г. Мытищи, Московская обл.).

Полковник-инженер запаса.

Была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1985) и "Знак Почета" (1961), медалями.

Заслуженный мастер спорта СССР. Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ. Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.

Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Соавтор сценариев к кинофильмам "Небо со мной" (1974, режиссер Валерий Лонской) и "Букет фиалок" (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев).

Дважды была замужем. Первым мужем был Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака - Наталья (род. 1956 г.) и Оксана (род. 1968 г.). Вторым мужем был Борис Жихорев, военный летчик.

{{filterList[filterType]}}