Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёво-Лёвшино (Елецкий уезд Орловской губернии; ныне село не существует) в купеческой семье.
В 1883-1889 гг. посещал занятия в классической мужской гимназии в гор. Ельце (Орловская губерния, ныне Орловская область). Одним из его учителей был Василий Розанов (1856-1919, впоследствии известный мыслитель и писатель), стилистическое влияние прозы которого Пришвин испытал в начале своей литературной карьеры.
В 1892 г. Михаил Пришвин окончил в Тюмени Александровское реальное училище. В 1893 г. поступил на агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума. С 1896 г. участвовал в деятельности рижского марксистского кружка "подготовки пролетарских вождей": распространял подпольную литературу, переводил сочинения немецких социал-демократов Августа Бебеля и Франца Меринга. В 1897 г. был арестован и приговорен к тюремному заключению; в 1898 г. выслан под надзор полиции в Елец.
В 1900 г., после завершения срока высылки, не имея права учиться в Российской империи, поступил на агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (Германия), также посещал лекции в Берлине и Йене. В 1902 г., окончив Лейпцигский университет по специальности "инженер-землеустроитель", вернулся в Россию. Работал агрономом в Тульской губернии, в Клинском уездном земстве, в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве (ныне Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева). В 1904 г. переехал в Санкт-Петербург, публиковал статьи в научных журналах, составлял пособия по сельскому хозяйству.
Жизненный и творческий путь
Дебютом Михаила Пришвина в художественной прозе стал рассказ "Сашок", опубликованный в 1906 г. в петербургском детском журнале "Родник" (№№ 11, 12).
В 1906 г. работал в составе фольклорной экспедиции в Олонецкой губернии. Впечатления от нее послужили основой первой книги Пришвина - "В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края" (1907). В ней пейзажные зарисовки сочетались с описаниями патриархального быта, традиций и хозяйства местных жителей.
В 1907 г. Михаил Пришвин совершил вторую поездку на Русский Север, результатом которой стала книга "За волшебным колобком. Из записок на крайнем севере России и Норвегии" (1908). В этом произведении, стилизованном под народную сказку, были намечены сквозные темы творчества писателя: сближение жизни и сказочной мечты, поиск прекрасного в повседневности. Также оно знаменовало собой переход автора от написания этнографических текстов к собственно художественному творчеству.
В 1908 г. Михаил Пришвин побывал на озере Светлояр (ныне территория Нижегородской области), с которым связана легенда о затонувшем граде Китеже. Вернувшись из путешествия, выпустил книгу "У стен града невидимого" (1909), в которой представил образы простонародных искателей "истинной веры" и выразил мысли об исторической трагедии старообрядчества.
Последовавшая затем поездка Пришвина в среднеазиатские степи нашла отражение в цикле лирических очерков "Черный араб" (1910). В нем проявилось мастерство автора представлять реальные наблюдения литературно-художественными средствами, разворачивая картину жизни в родстве с природой.
Рассказы "Крутоярский зверь" (1911), "Никон Староколенный", "Иван Осляничек" (оба - 1912), "Цепочка Иисусова" (1915) и др. отразили влияние стилистики писателя Алексея Ремизова (1877-1957), который был близок Пришвину по мировосприятию. Некоторые из этих произведений отмечены нарочитым смешением грез и реальности.
В годы Первой мировой войны Михаил Пришвин в основном выступал как газетный публицист, печатал очерки в разных изданиях, в 1914 и 1915 гг. ездил корреспондентом на фронт.
Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил в Петрограде (ранее и ныне Санкт-Петербург) и принял ее как историческую закономерность. К Октябрьской революции 1917 г. отнесся отрицательно, восприняв приход большевиков к власти в апокалиптических тонах (очерки "Князь тьмы", "Смех обезьян", "Убивец" и др.). В январе 1918 г. был арестован ЧК и две недели провел в заключении.
С весны 1918 г. Пришвин, опасаясь повторного ареста, жил в родном селе, посылал в московскую газету "Раннее утро" репортажи о разгуле анархии и произволе новой власти в провинции. Осенью того же года крестьяне выдворили его из Хрущево-Левшино как бывшего владельца имения.
В 1918-1920 гг. работал в различных учреждениях Елецкого уезда Орловской губернии, в начале 1920-х гг. был учителем словесности в Дорогобужском уезде Смоленской губернии. Избегая публичных выступлений политической направленности, написал автобиографическую повесть "Раб обезьяний" (современное название "Мирская чаша"). Это произведение, в котором послереволюционная России представала в виде страны с разрушенным традиционным укладом, где происходит борьба духовного начала с проснувшимися в людях "звериными" инстинктами, было опубликовано в сокращенном виде только в 1982 г. (без цензурных изъятий вышло в 1990 г.).
С 1922 г. Михаил Пришвин проживал в Подмосковье, сотрудничал с журналом "Красная новь". В 1923 г. на фоне переиздания книги "Черный араб" и публикации ряда рассказов возобновил участие в литературном процессе. В 1924 г. выпустил автобиографическую повесть о детстве "Курымушка", в 1925 г. - книгу очерков "Башмаки. Исследование журналиста", в которой в художественной форме представил размышления о профессиональной деятельности представителей трудовых профессий. В 1925 г. также вышел его цикл очерков "Родники Берендея", сочетавший наблюдения за природой с глубокими философскими раздумьями.
В 1926-1937 гг. Михаил Пришвин проживал в Загорске (ныне Сергиев Посад, Московская обл.). Основными произведениями этого периода стали автобиографический роман "Кащеева цепь" (1927) и лирическая повесть-поэма о природе "Корень жизни" (1933; в дальнейшем выходила под названием "Жень-шень").
С 1937 г. писатель жил в Москве. В 1939 г. выпустил книгу рассказов "Лисичкин хлеб". В 1940 г. в журнале "Новый мир" (№№ 8, 9) началась публикация его лирической поэмы "Фацелия". Дальнейшая печать произведения была прервана в связи с претензиями официозной критики к "аполитичной" авторской позиции Пришвина.
С лета 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, писатель проживал в дер. Усолье под Переславлем-Залесским (Ярославская обл.). Вернувшись в столицу в 1943 г., на основе военных впечатлений создал произведение "Повесть нашего времени" (напечатано в 1957 г. - после смерти писателя), расцениваемое литературоведами в качестве одной из вершин его философской прозы.
В 1945 г. была опубликована повесть (по авторскому определению, "сказка-быль") "Кладовая солнца". Это произведение, посвященное теме становления детских характеров, единства человека и природы, получило широкую известность.
В 1946 г. Михаил Пришвин приобрел дом в дер. Дунино близ Звенигорода (Московская обл.), где регулярно проживал в летний период. В послевоенные годы работал над проникнутым религиозно-философской символикой романом-сказкой "Осударева дорога", который рассматривал как итоговое произведение (начат в 1933 г., завершен в 1952 г., опубликован в 1957 г.).
Отдельным направлением творчества Михаила Пришвина были его дневники. Масштабные по хронологическому охвату (1905-1954) и по общему объему, эти записи представляют собой как лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя, так и летопись эпохи, отличающуюся богатством исторического материала и глубиной его осмысления. Отдельными частями дневники выходили в советское время - в частности, в восьмитомном собрании сочинений писателя, издававшемся в 1982-1986 гг. На протяжении 1991-2017 гг. дневники Пришвина были опубликованы без цензурных изъятий. По оценкам специалистов, их объем втрое превышает объем всех остальных произведений писателя, созданных в иных жанрах.
Сочинения Михаила Пришвина переведены на английский, болгарский, немецкий, польский, сербский, чешский, шведский и другие языки.
Помимо литературной деятельности Михаил Пришвин увлекался фотографией: он снимал природу и города в ходе поездок по стране, в 1930 г. запечатлел уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. Во время Великой Отечественной войны фотографировал отправляющихся на фронт мужчин и отправлял полученные кадры семьям.
Кончина
Михаил Пришвин скончался 16 января 1954 г. в Москве на 81-м году жизни. Похоронен на Введенском кладбище.
Личные сведения
Был дважды женат. Первая супруга - Ефросинья Павловна Смогалёва (1883-1953). В семье родились четыре сына - Сергей (умер младенцем в 1905 г.), Лев (1906-1957, беллетрист и фотограф), Петр (1909-1987, охотовед) и Михаил (умер младенцем в 1919 г.) Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко (1899-1979).
Признание
Михаил Пришвин был награжден орденами "Знак Почета" (1939) и Трудового Красного Знамени (1943).
В дер. Дунино находится Дом-музей Михаила Пришвина (входит в состав Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля). В Сергиевом Посаде установлен памятник писателю.
В его честь названы улицы в Москве, Липецке, Орле и других городах, пик высотой 2 782 м в цепи Главного Кавказского хребта, а также астероид главного пояса 9539 Prishvin.
Имя Михаила Пришвина носят библиотеки в Орле, Красноярске, Липецке и Нижнем Новгороде, а также средняя школа №1 гор. Ельца (располагается в здании гимназии, в которой учился будущий писатель).
Его жизни и творчеству посвящены книги "Михаил Михайлович Пришвин" (1970, автор Майя Пахомова), "Михаил Пришвин. Очерк творчества" (1986, Валентин Курбатов), "Пришвин" (2021, Алексей Варламов) и др., документальный фильм "Человек великой смуты. Михаил Пришвин" (2016, режиссер Галина Щерба).