Все новости
Энциклопедия

Пьяццолла, Астор

Происхождение, ранние годы
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата (провинция Буэнос-Айрес) в семье выходцев из Италии. Детство провел в Нью-Йорке, куда его семья перебралась в поисках заработка. В девять лет начал самостоятельно учиться игре на бандонеоне (музыкальный инструмент семейства ручных гармоник), подаренном ему отцом. В 1933 г. стал брать уроки у одного из учеников Рахманинова, венгерского пианиста Белы Вильды. В тот же период увлекся музыкой Баха и аранжировал его сочинения на бандонеоне. В 1934 г. он познакомился со знаменитым исполнителем танго аргентинским певцом и актером Карлосом Гарделем, который пригласил его сняться в эпизодической роли в фильме "День, когда ты меня полюбишь" (1935). С этого времени Пьяццолла заинтересовался танго.
Музыкальная карьера
В 1936 г. Пьяццолла вернулся в Аргентину, с 1938 г. играл в различных танго-оркестрах в Буэнос-Айресе, в том числе в известном в стране оркестре Анибаля Тройло, брал уроки у композитора классической музыки Альберто Хинастеры. В 1946-1949 гг. Пьяццола руководил собственным оркестром, в котором пытался реализовать свое видение исполнения танго, создавая оригинальные аранжировки и используя сложные ритмы. Тогда же он начал писать академическую музыку для бандонеона, желая превратить этот музыкальный инструмент из эстрадно-оркестрового в классический. В 1953 г. его симфония "Буэнос-Айрес", в которую был включен бандонеон, была удостоена премии Фабиана Севицкого (конкурс для молодых композиторов Аргентины). В 1954 г. Пьяццолла отправился в Париж, где стал брать уроки у известного педагога Нади Буланже, которая вдохновила его на поиски и создание собственного музыкального стиля.
По возвращении в Аргентину Пьяццолла сформировал ансамбль "Октет Буэнос-Айреса" и продолжил эксперименты с аранжировками. В свои композиции в ритмах танго он ввел электрогитары и ударные (перкуссия), которые никогда раньше не звучали в аранжировках танго, а также инструментальные элементы, характерные для джаза. Выработанные приемы стали основой нового стиля исполнения танго - танго нуэво. Столкнувшись с волной критики исполнителей и любителей традиционного танго и отказом студий от записи его музыки, он был вынужден распустить группу и уехать в США, где в течение двух лет работал аранжировщиком и продолжал экспериментировать с объединением стилей джаза и танго. Вернувшись в Аргентину в 1960 г., он сформировал квинтет "Новое танго", включающий виолончель, электрогитару, фортепиано, контрабас и бандонеон. Необычное музыкальное сочетание не получило признания на родине музыканта, однако вызвало восхищение в США и Европе, где он много гастролировал.
В 1965-1970-е гг. композитор создал цикл из четырех композиций "Времена года в Буэнос-Айресе". В 1965 г. он сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям. В 1968 г. вместе с поэтом Орасио Феррером написал оперетту "Мария из Буэнос-Айреса", а созданная в сотрудничестве с Феррером "Баллада для безумца" получила признание, завоевав премию на 1-м Иберо-американском музыкальном фестивале, после чего появились другие композиции этого стиля.
В 1971 г. Пьяццолла создал коллектив "Ансамбль девяти", получивший известность во многих латиноамериканских странах. В 1972 г. он регулярно давал концерты в театре "Колон" в Буэнос-Айресе. В том же году вышла пластинка "Популярная современная музыка Буэнос-Айреса". В 1974 г. Пьяццолла записал альбом "Саммит" с саксофонистом Джерри Маллиганом. Тогда же создал одно из самых известных своих произведений — "Либертанго".
В 1978 г. музыкант вернулся к работе с квинтетом и возобновил сочинение симфонических и камерных произведений. В последние годы Пьяццолла участвовал в концертах как в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, так и со своим квинтетом, выступал в США, Латинской Америке, странах Европы, и, наконец, был признан на родине.
На его счету около 750 произведений - танго, сюиты, концерты для симфонического оркестра, более 50 мелодий к фильмам, среди которых "Пираньи", "Генрих IV", "Свет", "Армагеддон". Его сочинения обогатили традиционный жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Его называют создателем стиля танго нуэво, "музыкантом, заставившим обратить внимание всего мира на аргентинское танго и влюбиться в него". Именно танго стало символом его творчества, первой ассоциацией при упоминании его имени. Всемирно известный джазовый журнал Down Beat назвал его одним из выдающихся музыкантов мира, а на своей родине Пьяццолла известен как "Великий Астор".
Личные сведения, кончина
Композитор был дважды женат, от первого брака у него двое детей.
Астор Пьяццолла скончался 4 июля 1992 г. в Буэнос-Айресе от последствий инсульта, перенесенного им двумя годами ранее. Похоронен на кладбище в городе Пилар в провинции Буэнос-Айрес.

{{filterList[filterType]}}